Дневники разработчиков: системы защиты

26.08.2015

Друзья!

Сегодня мы расскажем вам об основных принципах работы брони и других защитных систем в «Armored Warfare: Проект Армата».

Подобно боеприпасам, броня прошла долгий процесс эволюции от обычных стальных плит до сложных многослойных конструкций на современных ОБТ. Но, хотя устройство брони и претерпело столь сильные изменения, ее задача осталась прежней: защита экипажа от внешней угрозы. Поэтому современные танки оснащаются целым набором защитных средств, от базовой брони до продвинутых активных систем.

Большинство этих средств представлено в «Armored Warfare: Проект Армата». Начнем с базовой брони танка.

Эффективное бронирование

Каждый элемент брони имеет определенное значение толщины, которое отражает его прочность. Обычно лобовая часть — самая толстая, а борта и корма имеют более слабое бронирование. Такая конструкция объясняется тем, что лоб танка обращен к противнику и более всего подвержен обстрелу.

Часто броневые плиты располагаются под определенным углом к предполагаемой траектории снаряда. Наклон брони — важный элемент защиты современных танков. Чем острее угол, тем выше эффективная толщина, а следовательно, прочность. Например, эффективная толщина 100-мм плиты, расположенной под углом 30 градусов, вдвое превосходит номинальную, потому что боеприпас, который попадает в танк под прямым углом, должен преодолеть 200 мм брони.

Таким образом, наклон плиты важен не менее, чем ее толщина. Поэтому лобовые детали современных танков расположены под такими острыми углами.

Эквивалент RHA (катаная гомогенная сталь)

Грубо говоря, эквивалент RHA — это толщина стальной плиты, которая обеспечила бы такую же защиту, как описываемая броня. Иногда значение этого параметра оказывается очень высоким, потому что современные композитные материалы значительно превосходят сталь по своим защитным характеристикам. Например, в конструкции современных танков нередки плиты, эквивалентные 500 мм катаной гомогенной стали при толщине всего в 150 мм.

Эквивалент катаной гомогенной стали позволяет нам сравнивать бронирование большинства современных боевых машин и переносить его в игру. Однако в ряде случаев даже экспертная оценка защищенности техники является не более чем догадкой. Кроме того, эквивалент RHA — величина условная, и это позволяет нам корректировать бронирование ради более интересного и сбалансированного геймплея.

Материалы

Броня танков Второй мировой изготавливалась из стали различного качества. Более совершенные материалы начали применяться лишь после окончания войны; многие из них можно встретить в «Armored Warfare: Проект Армата». Впрочем, в основном для изготовления брони по-прежнему используется сталь, но корпуса и башни легкой техники могут изготавливаться из алюминия. Различие материалов выражено при помощи трех коэффициентов:

  • ББ;
  • ОФ;
  • КС.

Это модификаторы, которые добавляются к основной толщине брони (или вычитаются из нее) при взаимодействии с разными снарядами. Например, 100-мм плита с коэффициентами 1,0/1,0/1,0 противодействует всем боеприпасам как 100 мм брони, в то время как плита с коэффициентами 0,95/0,95/0,95 (характерными для алюминия) оценивается уже как 95-мм броня. В зависимости от материала эти коэффициенты могут быть разными для разных типов снарядов.

Поскольку сталь — это стандартный материал, ее коэффициенты равны 1,0/1,0/1,0. Алюминий легче, но он менее прочный, поэтому его коэффициенты ниже. С другой стороны, высокопрочная сталь или иные специфические материалы могут обладать повышенными коэффициентами прочности.

Существуют материалы, наиболее эффективные против конкретного типа снарядов, например комбинированная (композитная) броня. В реальности она представляет собой «бутерброд» из двух слоев стали со специальной вставкой, например керамической, между ними. Эта броня разрабатывалась в 1950–60-х годах и предназначалась для защиты в первую очередь от кумулятивных боеприпасов. Поэтому в игре у нее будет повышенный коэффициент стойкости к таким снарядам. Эти коэффициенты показывают игроку, какую роль играет та или иная броня в защите от каждого из основных типов боеприпасов.

Разнесенная броня

Иногда танки защищены несколькими слоями брони, которые расположены на некотором удалении друг от друга. Зачастую такая конструкция оказывается более надежной, чем одна плита той же толщины. Польза разнесенного бронирования была открыта в ходе Второй мировой войны, оно использовалась в первую очередь для защиты от противотанковых ракет. Позже выяснилось, что разнесенная броня также отлично противодействует кумулятивным снарядам, и использовать ее стали еще чаще.

Физическая модель танка Stingrey 2. Фиолетовым показана разнесенная броня.

В «Armored Warfare: Проект Армата» пробиваемость кинетических боеприпасов будет уменьшаться с каждым слоем разнесенной брони, который им придется преодолеть; при этом пробитие внешних слоев не наносит повреждения танку. Кроме того, разнесенное бронирование значительно снижает эффективность данных снарядов, вынуждая их детонировать на удалении от основного корпуса машины. Кумулятивная струя легко пробивает однородную броню, но если ей приходится преодолевать несколько слоев, она рассеивается и теряет значительную часть энергии.

Усовершенствование брони

Есть множество способов повысить живучесть боевой машины за счет установки дополнительных защитных систем. Эти системы можно разблокировать и приобрести в окне модификации. Они оказывают заметное влияние на эффективность техники, подчас значительно повышая ее защищенность от определенных боеприпасов. Однако у всего есть своя цена, и некоторые защитные системы из-за большого веса ухудшают подвижность машины. Важно учитывать эту особенность при игре за классы, для которых маневренность является важнейшей характеристикой. Кроме того, некоторые системы защиты нельзя устанавливать одновременно — например, на машину с ДЗ нельзя поставить полный комплект экранов.

Физическая модель танка Т92

Типы усовершенствований

Броневые экраны — это дополнительные броневые плиты, которые могут как крепиться непосредственно на основную броню (и просто увеличивать ее толщину), так и навешиваться на некотором расстоянии (и тогда они действуют аналогично разнесенному бронированию).

Решетчатые экраны. Это обычная стальная решетка, которая навешивается на танк. Она или провоцирует детонацию кумулятивных боеприпасов на расстоянии от основной брони, или полностью нейтрализует их. В «Armored Warfare: Проект Армата» решетчатые экраны не разрушаются; кумулятивные снаряды с вероятностью 66% детонируют при встрече с решеткой и теряют пробиваемость. Точно так же данные экраны противодействуют и фугасным снарядам.

Динамическая защита представляет собой контейнеры со взрывчаткой, которые крепятся на броне танка и взрываются при попадании. Они несколько уменьшают пробиваемость кинетических боеприпасов, однако основное их назначение — противодействие кумулятивным снарядам: взрыв рассеивает кумулятивную струю и значительно снижает эффективность боеприпаса. После детонации контейнера место его крепления остается незащищенным. В «Armored Warfare: Проект Армата» динамическая защита действует так же, как в реальной жизни: при попадании снаряда контейнер взрывается, оставляя после себя пустое место (с обломками контейнера). ДЗ наиболее эффективна против кумулятивных снарядов, однако самые совершенные комплексы противодействуют и кинетическим. В игре также присутствуют тандемные боеприпасы — это кумулятивные снаряды, рассчитанные на преодоление ДЗ. В реальной жизни их боевая часть несет два заряда: один подрывает контейнер, второй — основной — создает кумулятивную струю, которая и пробивает броню. В «Armored Warfare: Проект Армата» динамическая защита при попадании в нее тандемного снаряда рассматривается как дополнительная броня. Таким образом, более современные комплексы ДЗ и толстая основная броня с большей вероятностью остановят такой боеприпас, чем комплексы первых поколений.

Динамическая броня на Т-72А

КАЗ и КОЭП — это системы активного противодействия вражеским боеприпасам. Комплексы активной защиты (КАЗ) выпускают заряд, который уничтожает вражеские ПТУР на подлете к танку. Они срабатывают автоматически, число залпов ограничено. Второй тип — это комплексы оптико-электронного противодействия (КОЭП), которые вместо пуска заряда вмешиваются в систему наведения ракет. В «Armored Warfare: Проект Армата» они работают аналогично КАЗ, однако могут срабатывать неограниченное число раз. Время их перезарядки выше. В будущем такие системы вместо уничтожения ракет будут сбивать их с курса.

Дымовые гранаты — еще одна система активного противодействия. Она выпускает по направлению ствола орудия несколько дымовых гранат, которые создают временную завесу и скрывают машину от вражеских глаз. Поскольку завеса исчезает довольно быстро, эту систему следует использовать как последнее средство защиты. Она доступна не всем машинам, активируется вручную и имеет ограниченное число залпов.

Физическая модель

Каждая машина в «Armored Warfare: Проект Армата» имеет две модели: визуальную (которую видят игроки) и физическую (упрощенное представление, используемое для расчета пробитий, промахов и рикошетов на сервере). Физическая модель представляет собой просто набор полигонов. Это позволило нам достичь двух целей:

- уменьшить нагрузку на сервер;

- сделать игру более понятной для пользователей.

Чтобы понять второй пункт, представьте, что физическая модель имеет ту же детализацию, что и визуальная. Каждый кусочек металла, каждая выемка на машине будет влиять на поведение боеприпасов, делая игру совершенно непредсказуемой. Например, снаряд будет рикошетить при попадании в небольшую металлическую деталь (скажем, буксировочный крюк). И хотя в реальности именно так и происходит, для геймплея такое поведение машин просто губительно, потому что вынуждает игроков просчитывать малейшие нюансы перед выстрелом. В результате рикошет снаряда от тонкой брони из-за попадания в малозначительную деталь не вызовет ничего, кроме раздражения. Чтобы такого не происходило, мы упростили физические модели машин (хотя движок и допускает гораздо более высокую детализацию).

Любая физическая модель разделена на зоны, помеченные разными цветами. Каждой присвоено число, отражающее толщину брони в миллиметрах (без учета модификатора материала). Весь механизм взаимодействия упрощенной модели и снаряда просчитывается на сервере. Разнесенная броня и ДЗ имеют собственные зоны.

Бронирование корпуса Т-62 в трех проекциях:

Бронирование башни Т-62 а трех проекциях:

В процессе работы над «Armored Warfare: Проект Армата» мы столкнулись со следующей проблемой: дело в том, что данные по старым машинам можно найти в широком доступе, но точные параметры защиты современных танков обычно засекречены. И хотя мы стараемся сделать максимально достоверные модели, порой нам так и не удается получить полной информации по броне.

До скорых встреч!

Обсудить

 


Мы Вконтакте

Перейти в группу