Современные танки Западной Европы: Британия

21.09.2015

Бойцы!

Мы продолжаем знакомить вас со всем многообразием бронетехники, которую можно встретить в Armored Warfare: Проект Армата. Сегодня мы поговорим о британских танках от холодной войны и до наших дней. 

Вторая мировая война прочно утвердила роль танка как основы самостоятельного рода войск, но она же сделала очевидными его слабости. Среди военного руководства мировых держав зазвучали голоса, утверждавшие, что танк как вид оружия устарел, однако сдавать бронированных монстров в утиль никто не спешил. Пусть война кончилась, но о мире говорить было рано: на смену Второй мировой пришла холодная война, грозящая перерасти в ядерную, и танкам в ней готовилась ключевая роль. Кроме грозного оружия, они превратились в знак военного присутствия, внушительный символ военной мощи. Иметь собственный танк и не зависеть от союзников всегда было для великих держав вопросом престижа. Танкостроение продолжило развиваться — но в каждой стране по-своему.

Министерство обороны в штыки принимало идею «универсального» танка, и лишь в последние годы войны она постепенно получила признание и начала претворяться в жизнь. А после завершения Второй мировой британская армия сократила танковые войска до одной дивизии, разместив её в Германии как недвусмысленный намек Советскому союзу. К этому времени стали очевидны недостатки британской военной доктрины, строго делившей танки на «пехотные» и «крейсерские», что вело к калечаще узкой специализации.

«Центурионы» в пустыне Негев. Photo by Fritz Cohen (1913–1981); licensed under the Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported license.

Основным танком британской армии стал «Центурион», поставленный на вооружение в 1946 году. Он с блеском показал себя в Корейской войне 1950–1953 годов. Его боевые качества ценились так высоко, что в разное время он стоял на вооружении 20 различных стран, купивших его напрямую или, как Дания и Нидерланды, получивших в рамках американской военной помощи. На экспорт ушло больше половины от произведённых 4423 танков. Снятый с производства в 1962 году, кое-где до сих пор на вооружении стоит если не сам «Центурион», то его производные, например южноафриканский «Олифант».

Африканский «Олифант», младший брат британского «Центуриона». Photo by Danie van der Merwe; licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic license.

В самой же Британии с 1966 года на смену «Центуриону» пришел «Чифтен» — танк, инновационный во многих отношениях. Так, впервые в истории танкостроения водитель располагался полулёжа, что позволило значительно уменьшить высоту корпуса в передней части и одновременно увеличить наклон лобовой брони. Двигатель, основанный на немецком авиационном «Юнкерс Юмо», был приспособлен для работы на различных типах горючего, от бензина до дизельного топлива, — особенность, ставшая обязательным стандартом для боевой техники НАТО.

«Чифтен». Photo by Peeteekayy; licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic license.

Параллельно с «Чифтеном» разрабатывалась и другая, куда более необычная бронетехника. Так, в 60-х годах в рамках программы Project Prodigial был создан прототип истребителя танков FV4401 Contentious. Сверхлегкий, с командой из двух человек, он был рассчитан на воздушную доставку и парашютирование в зону конфликта. Чтобы облегчить машину, конструкторы избавились от башни. Размещённая прямо в корпусе 84-мм пушка имела крайне ограниченный угол горизонтальной и нулевой угол вертикальной наводки: по вертикали орудие предполагалось наводить при помощи гидравлической подвески, наклоняя его вместе с корпусом.

Прототип FV4401 Contentious. Photo by Simon Q from United Kingdom; licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic license.

Другая экспериментальная машина COMRES 75 была создана в рамках англо-германского проекта «Основной боевой танк будущего» и также не имела башни: орудие устанавливалось на выносном лафете, что уменьшало вес машины и повышало защищённость экипажа. Интерес к безбашенным танкам подхлестнул шведский Stridsvagn 103 — машина с уникальной компоновкой, чье орудие, жестко закрепленное в корпусе, наводилось, как и у Contentious, поворотом танка и наклоном корпуса на подвеске. В итоге, однако, командование Британской армии высказалось против безбашенных танков, отдав предпочтение классической компоновке бронетехники.

Экспериментальный COMRES 75 c 83,8-мм пушкой на выносном лафете. © Crown copyright 1968

До конца 70-х «Чифтен» оставался лидером среди танков НАТО как по защищённости, так и по огневой мощи. Этому способствовала непрерывная модернизация. Хотя заметно усовершенствовать само орудие, несмотря на упорный труд, не удалось. Боевая мощь танка заметно выросла благодаря модернизации систем управления огнем: танк получил лазерный дальномер, электронный баллистический вычислитель, приборы ночного видения, систему выверки прицела. Велись работы и над усовершенствованием брони: танк был оснащен комбинированной бронёй «Чобхэм» с керамическими вставками. Модернизированная модель «Чифтена», выпущенная в 1980 году, получила название «Челленджер». Параллельно Британия производила экспортную версию танка «Шир» для Иордании, где он был поставлен на вооружение под именем «Халид».

В 1998 году на вооружение британской армии поступил новый танк — «Челленджер 2», оснащенный усовершенствованным 120-мм нарезным орудием (это единственный современный ОБТ с нарезной пушкой) и секретной комбинированной броней нового поколения «Дорчестер» с возможностью установки дополнительных противокумулятивных экранов. Все это не могло не сказаться на массе и мобильности танка: 62-тонный «Челленджер 2» развивает на шоссе максимальную скорость 56 км/ч.

© Crown copyright 2014

«Челленджер 2» хорошо показал себя в ходе Иракской войны, продемонстрировав отличную проходимость и феноменальную живучесть: в 2003 году в ходе городского боя один из этих танков выдержал полтора десятка попаданий из реактивных гранатометов, сохранив экипаж невредимым. В бою у Басры группа из 14 «Челленджеров» уничтожила равную по численности колонну иракских Т-55 без единой потери. На сегодняшний день «Челленджер 2» остается одним из самых тяжелых и защищенных танков мира. Тем не менее, в 2009 году производившая его корпорация BAE Systems объявила о сворачивании производства «Челленджеров» и закрытии заводов в Британии по причине отсутствия заказов. Возможно, когда придет время перевооружаться, британской армии придется осваивать немецкую или американскую бронетехнику.

На сегодня это все. В ближайшее время будут опубликованы подобные обзоры военной техники Франции и Германии.

Удачных боев!

Обсудить


Мы Вконтакте

Перейти в группу