Бойцы!
Сегодня мы расскажем вам о китайской технике, которая будет представлена в «Проекте Армата».
Ни одна дискуссия о самых сильных армиях мира не обходится без упоминания НОАК — Народно-Освободительной Армии Китая. Вооруженные силы этой сверхдержавы имеют в своем распоряжении тысячи бронемашин и по праву считаются одним из наиболее грозных противников. Однако так было не всегда.
История китайского танкостроения началась перед Второй мировой войной, когда в регионе появились первые боевые машины. Это был период раздробленности, так называемая «Эра милитаристов». Страна оказалась поделена между несколькими военачальниками, и у каждого была своя армия. Разумеется, они владели и техникой — в основном, это были легкие броневики.
Первые танки появились в Китае в 1927 году, когда Чжан Цзолинь — один из наиболее могущественных военачальников — приобрел несколько французских Renault FT для борьбы с националистами (которые также имели в своем распоряжении некоторое количество боевых машин). Эра милитаристов закончилась в 1928 году, однако растущее напряжение в отношениях с Японией требовало модернизации вооруженных сил. Программа переоснащения включала импорт легкой гусеничной техники: итальянских CV, немецких Panzer I, британских танкеток Carden-Loyd, а также двух десятков 6-тонных Vickers экспортного образца (пожалуй, это был один из наиболее известных танков межвоенного периода). И хотя в Европе эти машины, имевшие в основном пулеметное вооружение, к тому времени уже устарели, на Дальнем Востоке они оказались очень эффективными, так как их главным противником была слабо вооруженная и плохо обученная пехота. Примерно так же обстояли дела и у Японии: их легкие машины могли противостоять китайским войскам, однако против советской и американской техники они были практически бесполезны.
Эти танки использовались затем в ходе Второй мировой, а также Гражданской войны, которая закончилась победой Компартии и созданием КНР. Естественно, вместе с уже упомянутыми машинами применялись и более мощные танки — от советских БТ до американских Stuart и трофейных японских. В ходе Гражданской войны появилось множество интересных гибридов (например, истребитель танков M10, перевооруженный 105-мм гаубицей). Однако производить собственную бронетехнику Китай начал лишь после 1950 года.
Советский Союз активно оказывал материальную поддержку китайским коммунистам, поставляя им в том числе танки Т-34. Многие из этих машин, управляемые добровольцами из Поднебесной, принимали участие в Корейской войне. Копии Т-34, получившие обозначение «Тип 58», стали первыми танками китайского производства. Однако они быстро устаревали на фоне западных разработок, и довольно скоро им потребовалась замена.
Заменой стал средний танк Type 59. Фактически он представлял собой копию раннего Т-54А, упрощенную в соответствии с возможностями китайского производства. Чертежи и лицензия были переданы КНР в 1950 году по «Договору о дружбе, союзе и взаимной помощи». В 1959 году танк был принят на вооружение. Главные особенности Type 59 — толстая наклонная броня, прочная литая башня и мощная 100-мм пушка (копия советской Д-10Т).
Вместе с модификациями Type 59 прослужил около тридцати лет, производство было прекращено лишь в 1985 году. В «Проекте Армата» он появится на 3-м уровне после легкого танка Type 62. Последний фактически был облегченной версией Type 59, предназначенной для ведения боевых действий в горных районах Китая, где не могла использоваться более тяжелая техника. Он был вооружен 85-мм нарезной пушкой и обладал более тонкой броней, чем «старшая» модель. Тем не менее, благодаря прекрасной проходимости, он оказался очень эффективной боевой машиной.
Существовал вариант Type 59 со 105-мм нарезной пушкой (вероятно, скопированной с Royal ordnance L7). Всего было выпущено 10 000 танков данной модели, они поставлялись на экспорт и приняли участие в том числе в Ирано-Иракской войне и в войне в Персидском заливе.
Китайские конструкторы продолжили политику копирования и дальше. Так, в 1969 году в ходе конфликта на острове Даманский НОАК смогла захватить один из советских Т-62. Машина была тщательно изучена, и добытые таким образом технологии использовались при создании Type 69 — варианта Type 59 с улучшенной защищенностью и рядом других доработок. Несмотря на то, что внутри страны эта машина особой популярностью не пользовалась, Type 69 имел хороший спрос на экспортном рынке (всего было продано около 2000 танков). В 1980-х (то есть уже после восстановления советско-китайских отношений) машина пережила очередной этап модернизации. На этот раз танк оснастили по западному образцу: помимо уже упомянутой 105-мм пушки он обзавелся новой СУО. Получившаяся машина была названа Type 79.
Тем не менее китайское танкостроение по-прежнему отставало как от западного, так и от советского, и в 1980-х вновь остро стала проблема переоснащения парка машин. В частности, для ее решения потребовалось создать ОБТ второго поколения — им стал Type 80. Данный танк представлял собой модернизированную версию Type 79 — то есть фактически стал очередным вариантом Type 59. Однако на нем применялся ряд достаточно продвинутых решений — например, танк был вооружен 105-мм пушкой Type 88, способной вести стрельбу боеприпасами НАТОвского образца, с модернизированной системой управления огнем. Танк приводился в движение 730-сильным двигателем. Это была довольно удачная машина, однако было выпущено всего несколько сотен единиц.
Еще одним ОБТ второго поколения был Type 85 от NORINCO, представленный в 1988 году и изначально предназначавшийся для экспорта в Пакистан. Это была усовершенствованная версия Type 80, и она считалась достаточно современной машиной — но лишь до начала войны в Персидском заливе. Фотографии иракских Т-72 (которые по ряду характеристик превосходили китайские машины), уничтоженных американскими войсками, произвели эффект разорвавшейся бомбы. Несмотря на то, что в реальности техническое отставание было не столь уж сильным, работы по усовершенствованию танков начались незамедлительно. Китай приобрел (вероятно, у Ирака или иного партнера) советский Т-72 и использовал его элементы для модернизации собственных машин. В результате появился T-85-III с автоматом заряжания, аналогичным советскому, мощной 125-мм пушкой, созданной по образу 2А46, и новой системой управления огнем. Живучесть танка значительно возросла благодаря дополнительным экранам и динамической защите. Данная модель поставлялась Пакистану; уже имевшиеся на вооружении этой страны T-85-II также усовершенствовались до уровня T-85-III.
Следующим ОБТ второго поколения стал Type 88, который также был сконструирован на базе Type 80. На нем использовались многие элементы, созданные по западным стандартам (в частности, 105-мм пушка, которая затем была заменена на 125-мм). Небольшое количество усовершенствованных Type 88 до сих пор несут службу в рядах НОАК.
В это же время началась работа над ОБТ третьего поколения, в качестве базовой платформы был выбран Type 85. В результате появился Type 90 — первый китайский танк с модульной защитой. Однако данная машина не привлекла внимания китайских военных, зато ей заинтересовался Пакистан. Экспортные Type 90 получили название Al Khalid.
В 1996 году был создан новый танк на базе Type 85-III. На нем также применялась модульная защита; конструкторы учли опыт, накопленный при разработке Type-90, поэтому танк обзавелся 1000-сильным дизельным двигателем и получил новую сварную башню, созданную по образу западных машин. Танк заступил на службу в 1997 году под обозначением Type 96 и стал стандартным современным ОБТ китайской армии. Всего было выпущено порядка 2000 машин.
Далее появился Type 98; он был представлен в 1999 году на военном параде в Пекине. Танк заметно отличался от предшественников: внешне машина напоминала советский Т-72, но со сварной башней. Основным орудием стала 125-мм гладкоствольная пушка, стабилизированная во всех плоскостях. Было построено около десятка таких танков, в 2000-м году на смену им пришел усовершенствованный вариант, оснащенный динамической защитой, инфракрасным прицелом и обновленной системой управления огнем. Этот вариант получил обозначение Type 99, в настоящее время он является самым современным ОБТ на службе Китайской армии. Из-за относительно высокой цены он используется только в специальных подразделениях; регулярные силы довольствуются более старыми Type 96. Type 99 отличается хорошей подвижностью (при массе машины в 54 тонны мощность дизельного двигателя составляет 1500 л. с.) и высокой живучестью — динамическая защита, устанавливаемая на варианте Type 99A, по своим характеристикам близка к российскому «Реликту». На сегодняшний день выпущено около 600 танков Type 99. В «Проекте Армата» Type 98 будет представлен на 8-м уровне, а Type 99 — на 9-м.
Самой современной из известных на сегодняшний день разработок стал основной танк MBT-3000 (также известный под обозначением VT-4), предназначенный для экспорта. Согласно китайским источникам, эта 52-тонная машина превосходит любой другой ОБТ, представленный на международном рынке. В начале 2015 года китайские специалисты заявили, что MBT-3000 не уступает и даже превосходит по некоторым параметрам российский Т-14 «Армата». Однако проверить эти утверждения невозможно, так как характеристики танка засекречены.