Самоходные артиллерийские орудия

20.11.2015

Что такое САУ и для чего они предназначены — читайте в статье от одного из наших авторов.

«Пушки с высшим образованием» — именно так называл тяжелые самоходные орудия маршал бронетанковых войск М. Е. Катуков. Но что же особенного в этом типе военной техники? И каковы ее возможности в Armored Warfare: Проект Армата?

Если вы являетесь сторонником размеренной, расслабленной и небыстрой игры, но при этом хотите помогать своей команде побеждать — обратите внимание на такой игровой класс, как САУ. Артиллерия в Armored Warfare: Проект Армата — это «саппорт», это поддержка, которая способна заметно усилить огневую мощь своей команды при прорыве того или иного направления на карте; которая может помочь в обнаружении противника, или же, наоборот, скрыть своих товарищей по команде от излишне любопытных глаз, триплексов и прицелов. Пусть САУ и не входят в близкий огневой контакт с противником, но они тем не менее способны оказывать большое влияние на исход боя.

Но сначала давайте узнаем, что представляет собой самоходная артиллерия в реальности и как она развивалась от «грузовика с пушкой» до современных артиллерийских систем, способных наносить противнику колоссальный ущерб.

Артиллерия переходит на гусеницы

В первую очередь стоит сказать, что из всего многообразия самоходных артиллерийских установок (а это истребители танков, штурмовые орудия, зенитки и так далее) в игре Armored Warfare: Проект Армата под классом САУ подразумеваются самоходные гаубицы и дальнобойные пушки — орудия на колесном или гусеничном шасси, предназначенные для ведения огня с закрытых огневых позиций (то есть стрельбы по целям, которые не находятся в прямой видимости САУ), в том числе с очень больших дистанций.

По сути, это та же артиллерия, но которую не надо буксировать с помощью тягачей, грузовиков или лошадей — она сама доедет до нужной позиции, приготовится к ведению огня, постреляет куда необходимо и сама же в кратчайшие сроки покинет эту позицию. Остается только вовремя подвозить боеприпасы и обеспечивать корректировку и управление артиллерийским огнем.

Впервые САУ вышли на сцену во время Первой мировой войны. В то время сложилась тупиковая ситуация — преодолеть хорошо укрепленные позиции силами пехоты, кавалерии и артиллерии без колоссальных потерь не представлялось возможным. Проблему решили первые танки — пусть неуклюжие, медленные и недостаточно надежные, но они оказались способными к прорыву укрепленных линий обороны.

Но дальше возникала новая проблема: классическая буксируемая артиллерия не поспевала за танками, а потому не могла поддержать их своим огнем или обеспечить контрбатарейную борьбу. Решение было достаточно очевидным — добавить к пушке самоходное шасси. Первые САУ создавались как на базе тракторов и грузовиков, так и на шасси первых танков — в 1917 году в британскую армию начали отправлять самоходки Gun Carrier Mark I, созданные на базе танка Mark I и вооруженные 60-фунтовыми орудиями. Французы же создали Renault FT BS, самоходку с 75-мм орудием на базе танка ReanultFT-17.

GunCarrierMarkI

В период между мировыми войнами, также называемый интербеллумом, особо активной разработки самоходных гаубиц не шло, хотя некоторые экземпляры все же создавались. Вторым толчком к развитию САУ стала Вторая мировая война, где вопрос мобильности артиллерии встал еще острее. Поэтому все стороны конфликта к тому или иному времени обзавелись машинами, которые были способны самостоятельно передвигаться (и довольно быстро) и обеспечивать артиллерийскую поддержку. У Третьего рейха это были, например, SturmpanzerI и II, Hummel, Wespeи Grille, у США и Великобритании — М7 Priest, Bishopи Sexton, а у Советского Союза роль самоходных гаубиц возлагалась на штурмовые САУ СУ-122, СУ-152 и ИСУ-152, которые были способны вести огонь с закрытых позиций.

Немецкая САУ Hummel

Отгремела Вторая мировая война, но вскоре после ее окончания началось новое противостояние, получившее название «холодная война» и сопровождавшееся множеством локальных конфликтов по всему миру и постоянной угрозой начала крупномасштабного столкновения сил НАТО и ОВД. И крупные страны постоянно разрабатывали, ставили на вооружение и улучшали свою боевую технику, чтобы всегда быть готовым к началу противостояния. В полной мере это касалось и самоходных гаубиц.

Советский Союз вооружался «Гвоздиками», «Акациями», «Пионами» и другими представителями «цветочной» серии самоходных орудий. США же в качестве основной САУ использовали М109, которая во множестве своих модификаций несет службу с 1963 года и до сих пор. Кроме нее американцы создавали 175-мм М107 и 203-мм М110. Другие страны также не отставали и создавали свои САУ, такие как известные игрокам Armored Warfare британская Abbot или итальянская Palmaria.

Советская дивизионная самоходная гаубица 2С3 «Акация»

И именно в период холодной войны была определена оптимальная концепция САУ, на основе которой сегодня построена большая их часть. Стандартная самоходная гаубица имела следующую компоновку: спереди отделение управления с механиком-водителем и моторно-трансмиссионное отделение с двигателем и трансмиссией, в задней же части боевой машины — боевое отделение с орудием во вращающейся башне. Некоторые отличия от такой конструкции имеют российские САУ 2С19 «Мста-С» и 2С35 «Коалиция-СВ», где двигатель и трансмиссия размещены в корме машины, и тяжелые САУ с орудиями калибра 175-203 мм (М107, М110 и «Пион»), где боевое отделение открыто и башни не имеет, а орудие размещается в установке, обеспечивающей горизонтальное наведение орудия на относительно малый угол.

М109А6 Paladin

Что могут САУ сейчас?

Развитие и совершенствование самоходных гаубиц не останавливается и сейчас. Современные образцы самоходных гаубиц, такие как российские «Мста-С» и «Коалиция-СВ», немецкая PzH-2000 или американская М109А6 «Паладин», перед своими предшественниками могут похвастаться многими улучшениями и усовершенствованиями:

  • применением мощных метательных зарядов, активно реактивных снарядов и достаточно длинных стволов позволило современным самоходкам довести дальность стрельбы до 30, 40, и даже 50 и более километров. Это дает возможность поражать цели как на ближнем рубеже, так и за основной линией фронта;
  • автоматизированным заряжанием снаряда и механизированным — метательных зарядов в сочетании с достаточно прочным каналом ствола. Это помогает достичь рекордных значений темпа стрельбы — от 8 до 12 выстрелов в минуту, что позволяет совершить быстрый, но очень разрушительный огневой налет и уйти с позиции до того, как по ней начнет вестись ответный огонь;
  • современными СУО (системами управления огнем) и системами связи, позволяющими автоматически рассчитывать необходимый угол возвышения ствола, автоматически открывать огонь всей батареей или одной САУ, быстро переносить огонь с одной цели на другую и обеспечивать чрезвычайно высокий уровень взаимодействия с остальными родами войск;
  • быстрым временем развертывания в боевое положение современных самоходных гаубиц, что позволяет в кратчайшие сроки приготовить батарею САУ к стрельбе, отстрелять положенное количество снарядов и столь же быстро покинуть позицию, что чрезвычайно важно в условиях контрбатарейной борьбы.

Немецкая самоходная гаубица PzH-2000 — одна из наиболее мощных на сегодняшний день

Все вышеперечисленные возможности современных самоходных орудий дополняются огромным количеством доступных боеприпасов, таких как активно-реактивые снаряды, корректируемые и управляемые снаряды, кассетные боеприпасы с кумулятивными боевыми элементами, дымовые и осветительные снаряды, постановщики помех и многое другое. Это позволяет существенно расширить сферу применения самоходных орудий в бою и подстраиваться под борьбу с тем или иным типом противника.

2С35 «Коалиция-СВ» — новейшая самоходная гаубица с необитаемым боевым отделением

Теперь вы знаете, как САУ развивались с самого начала и что они могут сейчас. Сейчас же давайте посмотрим, как этот класс техники представлен в игре.

САУ в Armored Warfare

На данный момент в Armored Warfare: Проект Армата представлено семь САУ: «Гвоздика», «Акация», PzH 2000, М109, Palmaria, М109А6 Paladinи премиум-артиллерия FV433 Abbot. Выбирая любую из них, игрок должен понимать, что основная его роль — поддержка, а его основная задача — поддать огневой мощи там, где решается исход боя.

Именно по этому принципу и должен происходить выбор целей. Игрок должен стрелять не просто по первому попавшемуся танку вне укрытия — он должен вести огонь там, где это важно для команды. «Синие» наступают большим количеством машин по одному направлению? Поддержите их там, стреляйте по обороняющимся силам противника, старайтесь выцеливать машины с высокой огневой мощью и представляющие наибольшую угрозу для команды. Ситуация складывается ровно наоборот, и «красные» теснят товарищей по команде? Обрушьте на наступающих противников снаряды, замедлите их продвижение, либо же сорвите атаку. Мыслите стратегически и старайтесь понять, где и в каком месте нужна ваша помощь.

Также помните, что вы имеете возможность наносить урон навесным огнем. Другие классы этого умения лишены, а потому САУ имеют преимущество при обстреле противника, который решил обосноваться за укрытием на удобной позиции и делать из танков ваших союзников горящие остовы. Старайтесь не допускать этого, ведите огонь по ИТ и ББМ, запускающим ПТУРы. Даже если ваш противник уйдет из-под огня с минимальным уроном, вы спугнете его с насиженной позиции и тем самым поможете своей команде. Не забывайте и про ОБТ и ЛТ, которые при наличии удобной позиции также очень опасны для вашей команды.

Еще один важный аспект игры на САУ — контрбатарейная борьба. Ваши союзники будут вам благодарны за то, что вы избавите их от необходимости прятаться по укрытиям, получая предупреждение об артобстреле. Но помните: борьбу с артиллерией противоположной команды может вести и противник, потому будьте всегда начеку. Несколько советов ниже помогут вам успешно бороться с вражескими САУ и, наоборот, уходить от их выстрелов и не давать себя победить в артиллерийской дуэли.

  • После выстрела САУ на мини-карте появляется круг, показывающий примерное расположение артиллерии. Поначалу это круг большого диаметра, но если машина продолжает вести огонь с той же позиции — он сужается, и к третьему выстрелу круг покажет точное местонахождение артиллерии. Потому, играя на САУ, всегда следите за мини-картой.
  • Выстрелив, самоходная гаубица становится видимой в течение 10 секунд, но без контуров и каких-либо маркеров. Это, в сочетании с кругами, упомянутыми выше, дает возможность быстро обнаружить САУ противника и выстрелить по ней. В полной мере это относится и к вам, потому не ведите огонь с одной позиции — после выстрела желательно искать достаточно высокое укрытие (камень, здание или складки местности), которое спрячет вас от артиллерии противоположной команды.
  • САУ не получают предупреждения об артобстреле. Потому, не видя над своей машиной знакомый маркер, не стоит думать, что по вам никто не ведет огонь. И если выстрелив и не отъехав с позиции, вы видите на мини-карте красный круг, то, скорее всего, это стреляют по вам.
  • Большинство игроков на артиллерии после выстрела предпочитают менять позицию. Потому, стреляя по обнаруженной САУ, рассчитывайте упреждение, либо же дожидайтесь момента, когда игрок на артиллерии противника остановится и решит, что он отъехал достаточно далеко.

Играя на САУ, не забывайте, что помимо осколочно-фугасных снарядов вы вооружены дымовыми и осветительными боеприпасами. Дымовые боеприпасы необходимы, чтобы спрятать союзников от «засвета», что может пригодиться как в обороне, так и в наступлении (особенно если вы играете во взводе). Осветительные же боеприпасы предназначены для обнаружения техники врага в некоторых областях. Используйте их на старте игры для понимания, как разъезжается техника противника, стреляйте ими в стандартные позиции для ББМ и ИТ, чтобы помешать этим машинам выполнять разведку и стрельбу, применяйте осветительные снаряды для обнаружения САУ противника.

Напоследок еще несколько советов, полезных при игре на артиллерии.

  • Если из-за рельефа карты вы не можете достать до противника — попробуйте поменять позицию. Не стойте на одном месте, старайтесь найти точку, откуда можно эффективно вести огонь.
  • Выбирая место для стрельбы, оценивайте, сможете ли вы после выстрела быстро доехать до укрытия и не получить урон от САУ противника.
  • Когда вы стреляете по кому-то, у него загорается предупреждение об артобстреле. В большинстве таких ситуаций танки начинают сдавать назад. Потому, прицеливаясь, выбирайте точку немного позади машины противника, чтобы, отъезжая, он попал под ваш снаряд. Если же он не едет никуда или движется вперед — корректируйте стрельбу, подстраивайтесь под манеру противника.
  • Если вы выехали в бой на САУ, где снаряды заряжены в «барабан», — старайтесь отстрелять его сразу и после этого немедленно отойти за укрытие. В этом случае вы снизите риск получить фугасный снаряд от артиллерии противоположной команды.
  • Не увлекайтесь чрезмерно контрбатарейной борьбой. Иногда время, потраченное на борьбу с САУ «красных», лучше было бы потратить на нанесение урона другим классам техники противника. Но и не забывайте о ней и не пренебрегайте борьбой с артиллерией противоположной команды тогда, когда это необходимо.
  • Если с противником, по которому вы хотели выстрелить, входит в «клинч» танк союзника — не ведите огонь, так как всегда существует риск задеть своего, что очень нежелательно.

На этом все. Удачи вам в боях, помогайте своей команде и приводите ее к победе!»

Обсудить


Мы Вконтакте

Перейти в группу