CV90 — универсальная боевая машина

07.05.2021

Бойцы!

Сегодня мы представим вам подробный обзор CV90 — весьма примечательной шведской разработки.

К середине 1980-х бронетранспортер Pbv 302, прослуживший в механизированных частях шведской армии около десяти лет, начал устаревать. Поэтому в 1984 году командование заказало производство боевой машины с орудием среднего калибра, которая обладала бы хорошей маневренностью и была бы способна перевозить десант. Годом позже фирмы Bofors Defence и Hägglunds&Söner объединились для создания такой модели.

CV90 — это достаточно универсальная машина. С начала производства она не раз модернизировалась, и теперь существует множество вариантов ее исполнения, самый распространенный и известный из которых — боевая машина пехоты. Причем в большинстве случаев шасси (и платформа в целом) практически не подвергаются модификации, изменяется лишь башня и внутренняя компоновка.

История проекта восходит к 1973 году. Именно тогда зародилась программа UDES, которая предусматривала разработку системы стандартов для различных видов техники в шведской армии. Одной из машин, спроектированных по этим стандартам, стала БМП UDES 09, вооруженная 25-мм автоматической пушкой — позже чертежи этой модели были использованы при создании CV90.

В 1988 по заказу шведского армейского руководства были изготовлены 5 опытных образцов CV90. Три из них были вооружены различными автоматическими пушками: 40-мм Bofors L/70, 25-мм Bushmaster I и 30-мм Bushmaster II. Две машины не имели башен и использовались для полевых испытаний ходовой. Результат превзошел все ожидания: благодаря 600-сильному турбодизелю Scania DSI 14 V8 подвижность оказалась на очень высоком уровне (в частности, максимальная скорость достигала 70 км/ч). Боевая масса машины (с 8 десантниками) составляла 23 тонны.

CV90 была водоплавающей (но лишь после проведения подготовительных мероприятий), при этом броня оказалась очень неплохой для БМП: особый стальной сплав мог выдержать огонь 30-мм автоматических пушек (на момент создания машины главным ее потенциальным противником на поле боя считались советские БМП-3).

Испытания закончились в 1991 году, армейское руководство выбрало версию с 40-мм пушкой, которая получила индекс CV9040 или Strf 90 (Stridsfordon 90). Изначально планировалось принять два варианта (с 25-мм и 40-мм орудиями), однако огневую мощь Bushmaster сочли недостаточной. Bofors же была проверенной и надежной зенитной пушкой, история которой началась еще до Второй мировой войны. Она использовалась на ЗСУ нескольких поколений, от венгерской Nimrod до американских M42 Duster и M247 Sergeant York, и могла пробивать более 170 мм гомогенной стали с БОПС Mk.1 и более 200 — с БОПС Mk.2. Швеция стала единственной страной, использующей CV90 с пушкой Bofors.

Есть у этого орудия и свои недостатки. Так, из-за довольно больших 40x364-мм снарядов боекомплект ограничен 232 выстрелами, размер магазина — 24. Это почти в три раза меньше, чем у Bushmaster II (ее боекомплект составляет 600 выстрелов), а значит, в боевых условиях машина требует гораздо более частого обслуживания.

Следом за Швецией интерес к разработке проявила Норвегия. Армейское руководство этой страны планировало использовать CV90 параллельно с более старыми и менее защищенными M113 и заказало для совместных испытаний с американской M2 Bradley версию с 30-мм пушкой. На сложном скалистом ландшафте Скандинавии шведская боевая машина показала превосходные результаты, в то время как Bradley столкнулась с серьезными проблемами при передвижении по полуметровому слою снега. Это стало решающим фактором, и, несмотря на то, что у американской БМП был ряд преимуществ (в том числе наличие специального противотанкового вооружения), CV90 одержала победу. Был заключен контракт на поставку 104 машин, и CV9030 Mk.1 стала первым образцом шведской бронетехники на международном рынке.

В 2003 году были завершены трехлетние работы над вариантом с 35-мм пушкой Bushmaster III, покупателями стали Дания и Нидерланды. Эта модель имела ряд отличий от оригинальной CV90: в частности, была видоизменена башня, усилено бронирование и улучшена противоминная защита.

Также предпринимались попытки создания на базе CV90 техники других классов — например, легких танков весьма необычных конструкций или самоходного миномета с двумя 120-мм орудиями. Первой машиной стал разработанный в 1994 году компаниями Hägglunds и GIAT легкий танк CV90105 TML со 105-мм нарезной пушкой. Однако проект был практически сразу отклонен. Следующий образец появился в 1998, это был легкий танк CV90120-T с новой башней и 120-мм гладкоствольной пушкой RUAG CTG 120/L50, благодаря которой он сравнялся по огневой мощи с основными танками.

Работа над последней моделью продолжается. В частности, вариант CV90120 Ghost с усовершенствованной оптикой, новой 120-мм пушкой и активным термокамуфляжем Adaptiv должен стать малозаметной машиной нового поколения.

Вариант с двумя 120-мм минометами называется CV90 AMOS. Работа над ним началась в 1996 году. Он обладает большой огневой мощью, прекрасной точностью и может вести стрельбу прямой наводкой. И хотя вариант на шасси CV90 не использовался, на службе ВС Финляндии состоят машины с башней AMOS на базе Patria AMV.

В 1997-м году компанию Hägglunds приобрела Alvis C&E, которую затем, в 2004, купила BAE Systems — одна из крупнейших военных корпораций в мире. В результате платформа CV90, интегрированная в 2005, получила еще большее распространение, появились новые варианты модернизации и прототипы на ее основе.

Одним из примеров современных усовершенствований стала работа по замене подвески на активную, сконструированную по образу гоночных болидов. Новая ходовая позволила опытному образцу CV90 Armadillo поставить рекорд скорости для танков — 100 км/ч в полевых условиях.

Боевое крещение

Боевое крещение CV90 состоялось в 2007 году в Афганистане, в ходе операции «Харекате Йоло», когда правительственные войска подверглись нападению талибов. Норвежские подразделения, располагавшие CV90, смогли нанести противнику существенный урон и заставили его отступить. Не последнюю роль при этом сыграло вооружение боевых машин: из-за большой эффективной дальности пушки Bushmaster талибы попросту не имели возможности использовать противотанковое вооружение.

Живучесть CV90 также оказалась на высоте: машина практически всегда обходилась без серьезных повреждений при контакте с минами. Известен всего один случай, когда при подрыве самодельного взрывного устройства погиб механик-водитель.

В настоящее время CV90 есть на вооружении Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии и Швейцарии. Интерес к машине проявляют США, Великобритания и Канада. Эта универсальная платформа с большим модернизационным ресурсом продолжает завоевывать международный рынок.


Мы Вконтакте

Перейти в группу