КАЗ и КОЭП

21.01.2016

Бойцы!

Среди множества средств защиты военной техники на поле боя особое место занимают КАЗ и КОЭП. Сегодня мы расскажем, как эти системы работают в реальных условиях и в игре «Armored Warfare: Проект Армата».

Комплекс активной защиты (КАЗ) позволяет обнаружить подлетающий к танку снаряд и, выстрелив специальными боеприпасами, разрушить или сильно повредить атакующую ракету. Таким образом система позволяет либо полностью избежать попадания, либо снизить его эффективность.

Сокращение КОЭП же следует читать как «комплекс оптико-электронного противодействия». КОЭП препятствует наведению летящей в танк управляемой противотанковой ракеты и уводит ее в сторону от боевой техники. Кроме того, КОЭП позволяет экипажу танка эффективнее бороться с расчетами ПТРК, оповещая о том, что по машине прицеливаются управляемой ракетой. 

История возникновения комплексов активной защиты

Несмотря на то, что КАЗ считаются относительно новым словом в бронетехнике и первый комплекс активной защиты был поставлен на вооружение в 1983 году, начало разработки подобных систем было положено в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия в Советском Союзе. Уже тогда необходимо было защитить танки от новых чрезвычайно мощных кумулятивных боеприпасов, а в будущем — и от управляемых ракет.

При этом в процессе разработки предстояло решить великое множество проблем — компоновка КАЗ, способ обнаружения подлетающего снаряда или ракеты, дистанция, на которой защитный боеприпас должен был сбивать их, вопросы безопасности — как снизить угрозу КАЗ для пехоты, сопровождающей танк, и как предотвратить повреждение навесного оборудования боевой техники.

Создание первого комплекса активной защиты, получившего название «Дикобраз», началось в 1958 году. Система представляла собой комплект пусковых установок, выстреливающих защитный боеприпас в определенном секторе после обнаружения подлетающего к танку снаряда.

Следующие прототипы КАЗ были созданы в конце 60-х – начале 70-х годов. Это были системы «Веер-1» и «Веер-2». Первый представлял собой комплект из 15–20 модулей, размещенных на танке и оснащенных радиолокаторами, которые и должны были обнаружить подлетающий снаряд. При обнаружении боевая часть отстреливала поток осколков, уничтожая или серьезно повреждая атакующий боеприпас. КАЗ «Веер-2» имел в основе тот же принцип, однако обладал не радиолокационными, а оптическими датчиками. Подобные датчики регистрировали затенение определенной области при прохождении ее снарядом и подавали сигнал на систему управления КАЗ. Однако недостатком «Веер-2» является то, что оптические датчики очень чувствительны к загрязнениям и погодным условиям. Кроме того, датчики «Веер-2» не могли работать ночью.

Далее, уже в 70-х годах, были созданы КАЗ «Веер-3» и «Азот», причем последний при испытаниях размещался на танке Т-64 и был интересен наличием двухступенчатой радиолокационной системы обнаружения, призванной повысить эффективность работы комплекса, его устойчивость к помехам и уменьшить вероятность ложного срабатывания.   

Т-64 к комплексом активной защиты «Азот»

Все эти наработки в итоге были совмещены в комплексе активной защиты «Дрозд», который был принят на вооружение в 1982–1983 годах и устанавливался на танки Т-55, получившие название Т-55АД. В дальнейшем «Дрозд» также устанавливался на ОБТ Т-80У.

Этот КАЗ представлял собой четыре пусковые установки, содержащие по две ракеты каждая. На Т-55АД система монтировалась на левый и правый борта башни, чтобы обеспечивать максимально возможное перекрытие зоны, откуда с наибольшей вероятностью танк будут атаковать ракетой ПТРК или РПГ. Помимо пусковых установок, «Дрозд» включал в себя три радиолокационные установки, модуль РЛ-оборудования, устанавливаемый на корме башни, и систему управления.

Путем радиолокации в диапазоне сверхвысоких частот система обнаруживает на дистанции 300–330 метров приближающийся к танку боеприпас. Если боеприпас летит в сторону боевой машины — отстреливается ракета с осколочной боевой частью, уничтожающая снаряд на расстоянии 6–8 метров от танка. «Дрозд» позволяет с вероятностью в 80% сбить или повредить атакующие боеприпасы, летящие со скоростью до 700 метров в секунду. Боевое крещение этот КАЗ получил в Афганистане, где позволил снизить потери танков в боях в 2–3 раза.

В дальнейшем была создана модификация комплекса «Дрозд-2», обеспечивавшая уже защиту бронетехники с любых направлений. Было увеличено количество пусковых установок, при этом уменьшены габариты системы обнаружения и общая масса всего КАЗ.

Позднее в СНГ были созданы более современные образцы — «Арена», «Арена-Э», «Афганит» и «Заслон». 

Устройство КАЗ

Любой комплекс активной защиты условно можно разделить на две части: систему обнаружения и систему поражения. Задача системы обнаружения весьма сложная — требуется обнаружить быстрый и малый по размерам объект. А условия работы трудно назвать идеальными, потому к системе предъявляются следующие требования:

  • Работа при сильной тряске, устойчивость к механическим и температурным воздействиям.
  • Стойкость к ионизирующему излучению и мощным электромагнитным импульсам.
  • Эффективность в условиях фоновых помех, и помех, установленных противником в рамках радиоэлектронной борьбы.
  • Функционирование в любое время суток, в любых климатических условиях, стойкость к загрязнению, к осадкам, к пыли.

Как уже упоминалось, при создании КАЗ «Веер-2» использовались оптические датчики, фиксировавшие затенение, создаваемое пролетающим снарядом или ракетой. Также отрабатывались системы с инфракрасными датчиками, обнаруживающими собственное тепловое излучение летящего боеприпаса, и электромагнитными датчиками, реагирующими на резкое изменение магнитного поля в зоне обнаружения. Однако по итогам множества испытаний было определено, что самый оптимальный вариант — радиолокаторы, работающие на сверхвысоких частотах (СВЧ). Иногда РЛС сочетают с инфракрасными датчиками, как, например, в комплексе активной защиты SCUDO, используемом на итальянской зенитной самоходной установке B1 Draco (и КАЗ, и сама машина представлены в «Проекте Армата»).

Что же касается системы поражения КАЗ, то ее задача — уничтожение или повреждение ПТУР или снаряда, летящего в бронетехнику. Система поражения обычно представлена в виде нескольких пусковых установок, которые «перекрывают» определенную зону. Боеприпасы, выстреливаемые подобной установкой, могут обладать либо осколочной боевой частью, либо боевой частью типа «ударное ядро».

В первом случае защитный боеприпас снабжается готовыми поражающими элементами или оболочкой, которая при разрыве создает осколки. Поле осколков должно быть достаточно плотным, чтобы обеспечить поражение атакующего противотанкового средства. При этом необходимо, чтобы осколки были примерно равны по величине и разлетались с высокой скоростью — так обеспечивается достижение оптимальной убойной силы поражающих элементов.

Боевая часть второго типа представляет собой кумулятивный заряд с металлической облицовкой, который при детонации создает ударное ядро, способное сохранять свои разрушительные свойства на значительных расстояниях, в отличие от «традиционной» кумулятивной струи. В комплексах активной защиты использование подобных боевых частей позволяет достичь быстродействия и создать четко определенное поле поражения. Минусом же является то, что это поле очень мало по размерам.

Зарубежные КАЗ

Комплексы активной защиты разрабатывались и на Западе. Однако в начале 90-х годов прошлого столетия этот процесс несколько замедлился — после развала Советского Союза не было столь острой необходимости в конструировании современных средств защиты бронетехники. Однако разработка КАЗ на Западе получила «второе дыхание» с началом множества конфликтов на Ближнем Востоке.

В последние десятилетия появились комплексы активной защиты SCUDO, Quick Kill, AWISS, AMAP-ADS, MUSS и другие. Некоторые из них вы можете найти в Armored Warfare: Проект Армата. Отдельно стоит отметить КАЗ, созданные в Израиле, — это комплексы Trophy и Iron Fist, одни из наиболее современных систем.

Приоритетное направление развития КАЗ сегодня — возможность борьбы не только с ПТУР и кумулятивными снарядами, но и с бронебойными оперенными подкалиберными снарядами. Такие боеприпасы перемещаются значительно быстрее, а сердечник из вольфрамовых или урановых сплавов не так-то просто повредить. Но, возможно, система защиты от подкалиберных снарядов уже создана — так, разработчики российского КАЗ «Афганит» утверждают, что он будет способен успешно бороться с боеприпасами, летящими со скоростью до 1600 м/с, что примерно соответствует скорости БОПС.

Еще одно направление развития КАЗ — обеспечение надежного прикрытия танка в верхней полусфере. Сейчас все большее распространение получают противотанковые боеприпасы, поражающие свою цель в слабозащищенную крышу. По заявлению разработчиков последних современных КАЗ, их системы способны бороться с новой угрозой.

Комплексы оптико-электронного противодействия

Если КАЗ уничтожает подлетающую к танку ракету, то комплекс оптико-электронного противодействия (КОЭП) мешает прицеливанию ПТУР по бронетехнике либо сбивает снаряд с курса. 

Например, комплекс оптико-электронного противодействия «Штора-1» защищает бронетехнику от ракет с лазерным наведением и с полуавтоматической системой наведения по модулированному источнику света. КОЭП состоит из индикатора лазерного облучения, пусковых установок боеприпасов с дымовой аэрозольной завесой и прожекторной установки.

Индикатор лазерного облучения представляет собой комплекс датчиков, расположенных на танке. Если в машину целятся при помощи лазера — датчики фиксируют это и оповещают экипаж, что позволяет вовремя совершить маневр или отойти в укрытие. Также при обнаружении лазера экипаж танка может подать команду на систему управления КОЭП — и та автоматически повернет башню в сторону источника излучения.

Пусковые установки стреляют дымовыми гранатами ЗД17, в кратчайшие сроки формируя аэрозольную завесу. Завеса не только скрывает бронетехнику, но и отражает лазерное излучение, что позволяет сбить с прицела противотанковые ракеты с лазерным самонаведением.

Большая часть современных ПТРК наводятся при помощи лампы-фары (или трассера) и координатора. Трассер или лампа-фара устанавливается в хвостовой части ракеты и излучает свет определенной частоты. Этот свет воспринимает координатор, определяет положение ПТУР и обеспечивает его полуавтоматическое наведение в точку, в которую прицеливается оператор ПТРК. Прожекторная установка «Шторы-1» излучает свет, который по своим свойствами схож со светом от лампы-фары (или трассера) управляемой ракеты.

Одной из характерных черт внешнего вида танков Т-90 и Т-90А стали именно прожекторы «Шторы-1»

При подлете ПТУР к цели уровень сигнала от него, захватываемый координатором, уменьшается, а уровень такого же светового излучения прожекторной установки остается постоянным. И на достаточном удалении ракеты от пусковой установки происходит перехват управления — координатор начинает воспринимать свет не с ракеты, а с прожекторов, которые подают ложные команды управления и уводят ракету в сторону.

Схожие системы с инфракрасными передатчиками помех представлены на французском и американском КОЭП EIREL и AN/VLQ-6. Оба эти комплекса, как и «Штора-1», представлены в игре Armored Warfare: Проект Армата.

КАЗ и КОЭП в игре

Комплексы активной защиты и оптико-электронного противодействия представлены на технике средних и высоких уровней в Armored Warfare: Проект Армата. Первую из таких систем вы можете встретить на истребителе танков 5-го уровня ERC-90 F4, где установлен упоминавшийся выше КОЭП EIREL. В дальнейшем подобные системы доступны на ББМ М2 Bradley, на танках Т-90, «Леопард 2», «Леопард-2А5» и так далее.

В игре все эти комплексы выполняют единственную задачу — защищают от противотанковых управляемых ракет. При входе ПТУР в зону действия КАЗ или КОЭП системы приводятся в действие и ракета сбивается, не успев долететь до цели. После этого комплексы уходят на перезарядку, во время которой они не могут осуществлять свою работу.

И вот в этом моменте проявляется разница между КАЗ и КОЭП. Комплекс активной защиты перезаряжается быстрее, но количество его зарядов ограничено. Комплекс оптико-электронного противодействия же имеет намного большее время перезарядки, но может действовать бесконечное число раз.

Стоит также упомянуть, что КАЗ и КОЭП способны сбивать любые противотанковые ракеты в радиусе своего действия, в том числе и летящие в другие цели. Потому одна машина с комплексом активной защиты может прикрывать от ПТУР несколько других машин, не оснащенных такими комплексами, просто находясь рядом с ними.

КОЭП и КАЗ представляют собой внешний модуль, а значит, они уязвимы. Поврежденные комплексы активной защиты и оптико-электронного противодействия неспособны противостоять ракетам противника. Также следует помнить, что если враг запустил по вам несколько ПТУР — КАЗ и КОЭП собьют лишь один из них.

Удачных Вам боев!

Обсудить


Мы Вконтакте

Перейти в группу