Бойцы!
Наш игрок Евгений Клочков подготовил очередную статью про современную технику — о немецком танке Leopard. Для удобства восприятия мы разбили текст на две части — в первой речь пойдет об истории танка, а во второй о конструкции боевой машины.
Leopard 1 и Leopard 1A5 — основные боевые танки третьего и пятого уровня в линейке ОБТ семейства Leopard, которые вы можете найти у поставщика Софи Вёльфли. Обе машины отличаются комфортными орудиями и высокой подвижностью, а Leopard 1A5 выделяется очень хорошей защитой башни.
История Leopard 1 начинается в ноябре 1956 года, когда в армии Федеративной Республики Германия были сформированы требования к основному боевому танку. Новая машина была призвана заменить американские танки М47 и М48, стоявшие тогда на вооружении Бундесвера. По мнению немцев, они были слишком медленными, крупными и им недоставало огневой мощи, чтобы успешно противостоять танкам вероятного противника. Уже в 1957 году было сформулировано четкое техническое задание — армии ФРГ был необходим танк массой в 30 тонн с удельной мощностью 30 л. с./т, с запасом хода 350 км и защитой от 20-мм пушек. Еще от новой боевой машины требовалась высокая огневая мощь и скорострельность на уровне упомянутых выше танков М47 и М48.
Создание нового ОБТ не было чисто немецким проектом — летом 1957 года было достигнуто соглашение между Францией и ФРГ о том, что танк будет разрабатываться совместными усилиями и поступит на вооружение обеих стран. Годом позднее к разработкам присоединилась и Италия. Изначально машина носила название Standart-Panzer, или Europanzer. К проектированию приступила одна команда из Франции и три команды из Германии. Последние получили название Firmengruppe, или Arbeitsgruppe, и буквенные обозначения А, В и С. Группа А включала в себя такие фирмы, как Porsche AG, Luther-Werke и MaK, группа В состояла из компаний Ruhrstahl, Rheinstahl-HANOMAG и Henshel. Третья рабочая группа была не столь известна и иногда даже не упоминается в источниках — она включала в себя конструкторов из автоконцерна Borgward.
Первые две команды имели в своем составе множество опытных специалистов, работавших над созданием танков еще в годы Второй Мировой войны. Первые макеты появились в 1959 году, а уже через два года были изготовлены «в металле» два прототипа от группы А. Они были оснащены двигателями MB 837 от «Даймлер-Бенц» (этот двигатель представлен на Leopard 1 в игре как «стоковый») и имели массу около 35 тонн. Первый прототип от этой группы был оснащен 90-мм орудием, а следующий уже получил намного более мощную британскую пушку L7 калибра 105 миллиметров. Что интересно, изначально орудие такого же калибра немцы хотели сделать сами, однако, увидев L7, они поняли, что смысла придумывать что-то новое нет — орудие было исключительно удачное. Тем более что принятие на вооружение танка со 105-мм L7 было бы выгодно с точки зрения логистики — меньше проблем со снабжением боеприпасами.
Выше — прототип группы А с башней под 90-мм орудие, ниже — под 105-мм
Прототипы от рабочей группы В несколько задержались и были готовы лишь к 1962 году. Причиной такого «опоздания» были проблемы с разработкой двигателя и гидропневматической подвески, которой оснащался один из прототипов. Одна из интереснейших особенностей этой подвески — возможность изменять клиренс машины и делать ее силуэт ниже или выше. На совместных испытаниях в апреле 1962 года для дальнейшей разработки был выбран прототип от группы А, оснащенный 105-мм орудием.
Один из прототипов Standart-Panzer от рабочей группы В
Конструкторы группы С имели меньше практического опыта, но были склонны к экспериментам. Их проект радикально отличался не только от всего, что было принято в танкостроении того времени. Танк от фирмы Borgward имел колесно-гусеничную базу с гидропневматической подвеской. Приводить его в движение должны были четыре (вдумайтесь в эту цифру!) двигателя суммарной мощностью в 1500 л. с., размещенных во лбу танка. Планировалось, что экипаж машины будет состоять из трех человек — командира, механика-водителя и наводчика. А вместо заряжающего предполагался автомат заряжания. В качестве вооружения Panzer Typ RRV EP1-15/6 (именно так назывался этот проект) должен был нести 105-мм орудие и спаренную с ним 20-мм пушку. Башня должна была быть полностью стабилизированной, причем вооружение было вынесено вверх относительно автомата заряжания и экипажа, расположенных на уровне с корпусом. Такая компоновка и размещение двигателей спереди должны были, по мнению конструкторов, обеспечить превосходную защищенность экипажа. Но воплотиться в металле этому смелому проекту было не суждено — из-за сложностей конструкции и финансовых проблем фирмы разработка группы С в 1961 году была отклонена.
Проект Panzer Typ RRV EP1-15/6 группы С
В дальнейшем немцы развивали и дорабатывали прототип, известный как Porshetyp 773. Несколько улучшилась защита машины — толщина лобового листа корпуса выросла с 50 до 70 миллиметров, также новый прототип стал немного шире. Танк был оснащен новым двигателем, 830-сильным Daimler-Benz MB 838 Ca 500. Все это привело к росту массы машины до 36.2 тонн, что, впрочем, не отразилось на ее ходовых качествах. Для установки в Standart-Panzer 105-мм пушку L7 требовалось модернизировать, после чего ее индекс сменился на L7A3. В августе–октябре 1963 года началась постройка «нулевой серии» из 50 машин и совместные испытания с французами. К чести немецких конструкторов и инженеров, их танк показал себя намного лучше по сравнению с французской разработкой (которая в будущем стала танком АМХ-30). Однако нового «общеевропейского» танка не получилось — каждая сторона хотела оставить у себя на вооружении собственные разработки, а потому соглашение было расторгнуто. В это же время немецкие власти подтвердили заказ на 1500 новых танков, которые получили название Leopard. Первая серия «Леопардов» покинула конвейер 9 сентября 1965 года, в Бундесвер эти машины попали годом позже.
В следующей статье речь пойдет о конструкции боевой машины, а также о том, как танк представлен в игре.
Следите за новостями!