
Танкисты!
Сегодня мы расскажем об американском ОБТ M60A1, который скоро появится в игре.
Танк M60 разрабатывался для замены M48, он должен был превзойти предшественника по огневой мощи и запасу хода. Этого удалось достичь благодаря 105-мм орудию и новому дизельному двигателю, кроме того, у нового танка был большой запас по модернизации (в первую очередь — башни и боевого отделения).
Изначально планировалось устанавливать на M60 новые башни, разработанные в рамках проекта T95 (в частности, T95E7, рассчитанную на установку 105-мм орудия). По сравнению с башнями M48, они имели более округлые очертания и отличались повышенной защищенностью. Кроме того, они были длиннее — это позволяло освободить больше места для экипажа. Однако к началу производства танка работы по башне были еще не завершены, поэтому на базовые модели устанавливались варианты от M48.
Первые два опытных танка (Pilot 1 и Pilot 2) с башней T95E7 были изготовлены в мае 1960 года, третий образец появился в июне 1961 года. Тогда же танк получил свое официальное обозначение M60E1.
Выпуском машин занималась фирма Chrysler. Первый прототип остался на Абердинском полигоне, второй был отправлен в Детройтский танковый арсенал, третий — в Форт Нокс.
Машина оказалась очень удачной. Башня была прекрасно защищена (127 мм — маска орудия, 254 мм — лоб, 140 мм — борта, 57 мм — корма, 25 мм — крыша.
Таким образом, эффективная толщина брони практически удвоилась. А если учесть, что большинство попаданий приходится именно на башню, защита M60 возросла очень сильно.
Также танк получил множество новых устройств, в числе которых:
22 октября 1961 года танк приняли на вооружение под обозначением M60A1. Однако производство новой версии началось лишь через год (в октябре 1962-го).
Серийный вариант отличался от M60E1 повышенной защитой корпуса. Бронирование по-прежнему было гомогенным, однако толщина верхней лобовой плиты увеличилась с 93 до 109 мм, угол наклона по-прежнему составлял 65 градусов. Остальные элементы имели следующую толщину:
Оригинальный двигатель AVDS-1790-2 был заменен усовершенствованной версией AVDS-1790-2A, которая отличалась менее дымным выхлопом и уменьшенным расходом топлива. Мощность двигателя осталась прежней (650 л. с.), однако, несмотря на возросшую на 1,63 т массу танка, максимальная скорость по-прежнему составляла 48 км/ч. На твердом покрытии M60 развивал ее за 35 секунд.
Основным орудием по-прежнему была 105-мм нарезная пушка M68, но маску M116 заменили на M140, что позволило увеличить углы вертикальной наводки с -9/+19 градусов до -10/+20. Возимый боезапас возрос с 57 до 63 снарядов.
M60A1 (с учетом модификаций, включая M60A3) оставался на службе в ВС США в течение 40 лет — впечатляющий показатель для танка, который создавался как временный вариант. Провал проектов T95 и MBT-70, а также затянувшаяся разработка Abrams отодвинули дату списания M60 до 2005 года. При этом значительное число данных танков до сих пор числится в резерве.
Самой известной операцией, в которой применялись M60A1, стала «Буря в пустыне». В то время американские морские пехотинцы еще использовали этот танк, поскольку планировали заменить его на усовершенствованную версию Abrams, которая только готовилась к производству.
Кроме того, экипажи были обучены использованию именно этой версии, а вариант M60A1 с ДЗ был защищен даже лучше, чем армейский M60A3TTS. Некоторые танки оснащались бульдозерным оборудованием — их включали в ударные команды и использовали для расчистки проходов для остальных танков.
В ходе операции M60A1 без проблем пробивали устаревшие советские и китайские танки, состоявшие на вооружении армии Ирака. Часто M60 показывали практически такую же эффективность, как M1 — правда, в большинстве случаев причиной была плохая обученность иракских экипажей.
M60A1 поставлялся странам НАТО и союзникам США. Одним из наиболее крупных заказчиков стал Израиль, который закупил в 1971 году 150 M60A1. Многие из них были уничтожены два года спустя, в ходе войны Судного дня. Больше всего потерь было на западном фронте от огня расчетов «Малюток» и БМП-1. Это были очень серьезные потери для столь небольшой страны.
С 1980 по 1985 год Израиль приобрел еще партию танков M60 (однако это была уже более современная версия — M60A3). M60 продолжали модернизироваться (и получили обозначение Magach) и были списаны лишь в 2014 году.
Кроме того, операторами M60A1 были Италия (300 машин, сняты в 2014), Египет, Греция, Иордания, Оман, Саудовская Аравия (часть ее машин принимала участие в «Буре в пустыне», однако не имела значительных достижений из-за плохой обученности экипажей), Тайланд, Турцию, Йемен и еще целый ряд стран.
Различные источники приводят разное число экспортированных машин, основная доля экспорта пришлась на M60A3. Согласно М. Барятинскому, всего было выпущено 7849 машин.
M60A1 станет дальнейшим развитием M60 в ветке американских ОБТ. Он будет обладать достойной огневой мощью, хорошей защитой и большими углами склонения орудия.
Следите за новостями — и до встречи на поле боя!