В разработке: M60A1

22.11.2016

Танкисты!

Сегодня мы расскажем об американском ОБТ M60A1, который скоро появится в игре.

Танк M60 разрабатывался для замены M48, он должен был превзойти предшественника по огневой мощи и запасу хода. Этого удалось достичь благодаря 105-мм орудию и новому дизельному двигателю, кроме того, у нового танка был большой запас по модернизации (в первую очередь — башни и боевого отделения).

Изначально планировалось устанавливать на M60 новые башни, разработанные в рамках проекта T95 (в частности, T95E7, рассчитанную на установку 105-мм орудия). По сравнению с башнями M48, они имели более округлые очертания и отличались повышенной защищенностью. Кроме того, они были длиннее — это позволяло освободить больше места для экипажа. Однако к началу производства танка работы по башне были еще не завершены, поэтому на базовые модели устанавливались варианты от M48.

Первые два опытных танка (Pilot 1 и Pilot 2) с башней T95E7 были изготовлены в мае 1960 года, третий образец появился в июне 1961 года. Тогда же танк получил свое официальное обозначение M60E1.

Выпуском машин занималась фирма Chrysler. Первый прототип остался на Абердинском полигоне, второй был отправлен в Детройтский танковый арсенал, третий — в Форт Нокс.

Машина оказалась очень удачной. Башня была прекрасно защищена (127 мм — маска орудия, 254 мм — лоб, 140 мм — борта, 57 мм — корма, 25 мм — крыша.

Таким образом, эффективная толщина брони практически удвоилась. А если учесть, что большинство попаданий приходится именно на башню, защита M60 возросла очень сильно.

Также танк получил множество новых устройств, в числе которых:

  • электронно-вычислительное устройство XM16C;
  • прицел наводчика XM35 с инфракрасным каналом;
  • дальномер M17C;
  • прицел командира XM34 или XM36 (с инфракрасным каналом).
  • Танк унаследовал от оригинальной модели командирскую башенку M19. В таком исполнении он прошел государственные испытания. В конструкцию были внесены лишь незначительные изменения (например, дальномер был заменен на M17A1).

22 октября 1961 года танк приняли на вооружение под обозначением M60A1. Однако производство новой версии началось лишь через год (в октябре 1962-го).

Серийный вариант отличался от M60E1 повышенной защитой корпуса. Бронирование по-прежнему было гомогенным, однако толщина верхней лобовой плиты увеличилась с 93 до 109 мм, угол наклона по-прежнему составлял 65 градусов. Остальные элементы имели следующую толщину:

  • нижняя лобовая плита: 143–85 мм (наклон 55 градусов);
  • борта: 74–36 мм;
  • корма: 41–30 мм (толщина решетки — 25 мм);
  • днище: 19–13 мм;
  • крыша корпуса: 36 мм.

Оригинальный двигатель AVDS-1790-2 был заменен усовершенствованной версией AVDS-1790-2A, которая отличалась менее дымным выхлопом и уменьшенным расходом топлива. Мощность двигателя осталась прежней (650 л. с.), однако, несмотря на возросшую на 1,63 т массу танка, максимальная скорость по-прежнему составляла 48 км/ч. На твердом покрытии M60 развивал ее за 35 секунд.

Основным орудием по-прежнему была 105-мм нарезная пушка M68, но маску M116 заменили на M140, что позволило увеличить углы вертикальной наводки с -9/+19 градусов до -10/+20. Возимый боезапас возрос с 57 до 63 снарядов.

M60A1 (с учетом модификаций, включая M60A3) оставался на службе в ВС США в течение 40 лет — впечатляющий показатель для танка, который создавался как временный вариант. Провал проектов T95 и MBT-70, а также затянувшаяся разработка Abrams отодвинули дату списания M60 до 2005 года. При этом значительное число данных танков до сих пор числится в резерве.

Самой известной операцией, в которой применялись M60A1, стала «Буря в пустыне». В то время американские морские пехотинцы еще использовали этот танк, поскольку планировали заменить его на усовершенствованную версию Abrams, которая только готовилась к производству.

Кроме того, экипажи были обучены использованию именно этой версии, а вариант M60A1 с ДЗ был защищен даже лучше, чем армейский M60A3TTS. Некоторые танки оснащались бульдозерным оборудованием — их включали в ударные команды и использовали для расчистки проходов для остальных танков.

В ходе операции M60A1 без проблем пробивали устаревшие советские и китайские танки, состоявшие на вооружении армии Ирака. Часто M60 показывали практически такую же эффективность, как M1 — правда, в большинстве случаев причиной была плохая обученность иракских экипажей.

M60A1 поставлялся странам НАТО и союзникам США. Одним из наиболее крупных заказчиков стал Израиль, который закупил в 1971 году 150 M60A1. Многие из них были уничтожены два года спустя, в ходе войны Судного дня. Больше всего потерь было на западном фронте от огня расчетов «Малюток» и БМП-1. Это были очень серьезные потери для столь небольшой страны.

С 1980 по 1985 год Израиль приобрел еще партию танков M60 (однако это была уже более современная версия — M60A3). M60 продолжали модернизироваться (и получили обозначение Magach) и были списаны лишь в 2014 году.

Кроме того, операторами M60A1 были Италия (300 машин, сняты в 2014), Египет, Греция, Иордания, Оман, Саудовская Аравия (часть ее машин принимала участие в «Буре в пустыне», однако не имела значительных достижений из-за плохой обученности экипажей), Тайланд, Турцию, Йемен и еще целый ряд стран.

Различные источники приводят разное число экспортированных машин, основная доля экспорта пришлась на M60A3. Согласно М. Барятинскому, всего было выпущено 7849 машин.

M60A1 станет дальнейшим развитием M60 в ветке американских ОБТ. Он будет обладать достойной огневой мощью, хорошей защитой и большими углами склонения орудия.

Следите за новостями — и до встречи на поле боя!

Обсудить


Мы Вконтакте

Перейти в группу