Трагедия «Черного орла»

29.12.2016

Друзья!

Сегодня историк Борис Юлин расскажет о перспективной российской разработке «Черный Орел», которая, к сожалению, так и не была реализована. 

«С запуском в серию танка Т-64 в 1969 году Советский Союз решительно вырвался вперед в танковой гонке, далеко обойдя своих конкурентов из стран НАТО. Гладкоствольная пушка, оппозитный дизель, комбинированная бронезащита и автомат заряжания обеспечили танку техническое превосходство на долгие годы.

Но конкуренты не стояли на месте. После провала совместной разработки МБТ-70 США и Германия разработали свои танки нового поколения, соответственно «Абрамс» и «Леопард-2». Этим машины не уступали советскому танку по вооружению, защите и подвижности, но за счет больших размеров и веса имели больший запас на модернизацию и более высокую живучесть при попаданиях.

Танкостроителям НАТО удалось ликвидировать отставание, и лидерство по боевым возможностям стало переходить к их машинам. Новые советские танки Т-72 и Т-80, несмотря на ряд усовершенствований, не имели явного качественного превосходства над Т-64. То есть, по сути, параллельно выпускались три близких по уровню основных боевых танка. Назрел вопрос возвращения нашей стране мирового лидерства в области танкостроения.

Решение этого вопроса пытались найти как в области глубокой модернизации имеющихся танков, что привело к появлению, например, Т-90, так и в области разработки танков по новым концепциям.

Именно разработкой такого нового по концепции танка под индексом «Объект 640» и занялось ОКБ-174 в Омске.

Учитывая, что разработка шла в 90-е, на волне повышенного интереса ко всему западному, в новом танке многое делалось с оглядкой на те же «Абрамс М1» и «Леопард-2». Разработчики решили отойти от прежних жестких ограничений по массе и габаритам танка, привязанных к возможностям транспортировки. Опять же, по западной моде, танк получил пафосное рекламное имя «Черный Орел».

Взяв за основу сильнейший советский танк Т-80 и развязав себе руки в плане массы и габаритов, разработчики удлинили базу, добавив один опорный каток с каждого борта. Новая машина имела массу 48 тонн (на 6 тонн больше, чем у обычного Т-80). Но благодаря новой газовой турбине мощностью в 1500 л. с. удельная мощность только возросла, что обеспечило великолепную подвижность и потрясающую для основного боевого танка скорость в 80 км/час. Благодаря увлеченным габаритам удалось увеличить наклон лобовых бронелистов и усилить защиту, а экипаж в боевом положении разместить ниже башенного погона. Также была изменена внутренняя компоновка танка, а автомат заряжания и боеукладка перенесены в башню с размещением боекомплекта в развитой кормовой нише (что тоже было сделано по примеру западных танков). Но при этом кормовая ниша была выполнена в виде съемного модуля, в чем российские разработчики пошли дальше западных. Все эти меры резко повысили защищенность экипажа и шансы на выживание машины в бою.

Другим важным изменением по сравнению с Т-80 должна была стать установка новой пушки ориентировочно калибра 140-мм, которая должна была по могуществу значительно превзойти все как советские, так и западные танковые орудия.

В целом, при гораздо меньшем весе, чем у «Абрамса» или «Леопарда-2», омским конструкторам удалось создать машину, не уступающую им по защите и превосходящую по вооружению и подвижности.

Но разработка «Черного Орла» пришлась на годы наихудшего финансирования российских вооруженных сил. Многие проекты, разработанные как перед развалом СССР, так сразу после него, либо выпускались ничтожно малыми сериями, либо вообще не уходили в производство. Такая же судьба постигла и «Черного Орла». Перспективная пушка для него создана не была, разрекламированный танк в серию не пошел, и работы по нему были свернуты. Хотя отработанные на «Черном Орле» технические решения впоследствии применялись при создании новых машин уже в 2000-х годах».

Обсудить

 


Мы Вконтакте

Перейти в группу