В разработке: Type 96

19.09.2017

Танкисты!

ОБТ Type 96 относится ко второму поколению китайских ОБТ, история которых началась в 80-х годах и со временем разделилась на два направления:

  • Type 88 для внутреннего использования в Китае (было произведено несколько сотен машин);
  • Type 85 на экспорт (преимущественно в Пакистан).

Type 96 создавался в основном для внутреннего пользования, но сама идея конструкции содержит в себе наработки из обоих направлений. Из экспортных машин наибольшее влияние на него оказал Type-85 III — финальная модель экспортного направления серии Type 85.

Как и предыдущие варианты, прототип машины был разработан фирмой NORINCO на основе версии Type 85-IIM для Пакистана. Основные отличия от предшественника:

  • улучшенный форсированный дизельный двигатель мощностью 1000 л. с. В итоге вес танка увеличился до 44 тонн, но удельная мощность осталась неизменной;
  • новая трансмиссия, которая используется и на Т-72;
  • новый комплекс навесной динамической защиты.

Достоверную информацию о Type 85-III, как это часто бывает с китайскими танками, найти довольно сложно. Однозначно можно сказать лишь то, что продвижение модели на внешнем рынке началось в 1994 году, но попытки продажи успехом не увенчались. В 1995 году танк участвовал в сравнительных испытаниях вместе с украинским ОБТ T-84 в Пакистане. Результаты показали, что модели идентичны по характеристикам, разве что орудие Type 85-III проявило себя лучше. Но при этом Т-80УД уже вышел в серийное производство, а китаец все еще являлся прототипом и страдал рядом «детских болезней». Например, из-за требований Китая топливный бак был довольно мал, система смазки не выдерживала высоких температур эксплуатации, из-за чего двигатель отказывал при повышенных нагрузках. В итоге победителем испытаний был признан Т-80УД, и Пакистан заказал 320 данных танков, которые были поставлены в период с 1997 по 2002 годы.

В результате этой неудачи продвижение Type 85-III было практически прекращено. Но конструкторы все равно остались довольны моделью, аргументируя тем, что по техническим характеристикам танк был сопоставим с российскими машинами серий Т-80 и Т-90. Именно здесь и началась история разработки Type 96.

 

В 1991 году Китай был шокирован полным уничтожением военных сил Ирака американцами во время войны в Персидском заливе. Правительство Китая было в курсе морального устаревания своих разработок, но масштаб разрушений был намного хуже самых пессимистичных прогнозов, делавшихся ранее. Все это стало толчком к созданию нового ОБТ третьего поколения, но этот процесс требовал внушительных временных затрат. Понимая, что отставание в военной силе увеличивается, Китай решил сконструировать новую машину на базе самого успешного танка из произведенных ранее — прототипа Type 85-III.

В 1996 году дизайн нового танка был утвержден официально, машина получила название Type 96. В самом Китае он также известен под альтернативным кодом Type 88C, что означает принадлежность танка к ветке развития Type 80, несмотря на то, что сам танк был сделан все же на основе прототипа Type 85-III, хоть часть его характеристик при этом и была снижена для большей надежности.

В итоге Type 96 напоминал своего предшественника Type 85-IIM даже больше, чем Type 85-III. У него тоже были сварная башня и пушка калибра 125 мм, но танк лишился навесной динамической защиты и мощного двигателя.

В оригинальном варианте танк весил 41 тонну и имел экипаж из трех человек. Конструкция защиты осталась схожей с Type 85-IIM: у лба башни и корпуса было комбинированное бронирование, остальные элементы изготавливались из стали. Динамической защиты у танка не было. Описание из документации:

  • защита лобовой части корпуса аналогична 380 мм катаной гомогенной стали против кинетических снарядов и 600 мм против кумулятивных (эти же показатели для T-72M1 составляли 360 мм и 500 мм);
  • защита башни равна 450 мм катаной гомогенной стали против кинетических снарядов и 850 мм против кумулятивных (у того же T-72M1 было 410 мм и 500 мм);
  • защита бортов довольно тонка — 55 мм стали. К надгусеничным полкам крепятся резинотканевые экраны, которые немного повышают защищенность от кумулятивных снарядов.

Танк оснащен дизельным двигателем с турбонаддувом 121150ZLC V12 мощностью 730 л. с., который позволяет ему развивать скорость до 57 км/ч (по пересеченной местности 32 км/ч). Коробка передач позаимствована у Type 85-III без изменений.

Как и предшественник Type-85-IIM, танк вооружен гладкоствольной пушкой Type 83 L/48 калибра 125 мм с автоматической системой заряжания (копия модели 2A46, взятой с румынского Т-72). Для стрельбы используются БОПС, произведенные фирмой NORINCO. Они развивают скорость до 1730 м/с и пробивают до 500 мм гомогенной стали на расстоянии до 2 км. Огневая мощь танка соответствует стандартам Варшавского договора в отношении калибра 125 мм.

Скорость стрельбы составляет 7 выстрелов в минуту. Максимальная величина склонения: –5 градусов во лбу и –2,6 градусов на корме. Возвышение: +13.5 градусов и +15.9 градусов соответственно. Боекомплект танка: 41 выстрел, 22 из которых находятся в автомате заряжания, еще 19 хранятся в корпусе. Улучшенная система управления огнем ISFCS-212 унаследована от Type 85-IIM.

Производство танка началось в 1997 году после успешного прохождения государственных испытаний и продолжалось до 2005 года. За это время было выпущено около 2000 единиц (правда, половина из них — модернизированные Type 96A, о котором мы расскажем в другой статье). В настоящий момент в строю Народно-освободительной армии числится около 1 000 машин этого типа.

Любопытно, что несколько машин (около двух десятков) были замечены в Судане в 2006–2007 гг, хотя танк предназначался для внутреннего использования. Там они находились в распоряжении госслужб и принимали участие в боях против сил Южного Судана, уничтожив несколько танков Т-72 (как минимум один T-72АВ). Детали поставки остались неизвестными. Стоит отметить, что Type 96 считается классом выше старого Т-72, но результаты таких столкновений часто больше зависят от навыков экипажа, чем от параметров техники, так как танки могут полноценно соперничать на поле боя по характеристикам.

В «Проекте Армата» Type 96 будет введен как машина высокого уровня с уникальными призовыми или премиум-вариантами. О них мы постараемся рассказать в будущих статьях.


Мы Вконтакте

Перейти в группу