В разработке: ZBD-86

10.11.2017

Бойцы!

Как вы уже знаете, с обновлением 0.22 будет добавлена новая прогрессионная техника, в том числе и долгожданные китайские основные боевые танки высоких уровней. Кроме того, в новой версии есть и несколько машин премиум-класса. О первой, PTZ-89, мы уже рассказывали ранее. Сегодня же мы представим вам вторую: низкоуровневую ББМ ZBD-86 (или БМП Type 86). Вы наверняка подумаете: «Хм, где-то это я уже видел»... И не ошибетесь: история ZBD-86, как и многих первых китайских машин, начинается в России. Или даже в Соединенных Штатах — все зависит от того, под каким углом смотреть.

Для китайской армии 60-е и 70-е годы оказались непростыми. Войска еще не оправились от ударов, нанесенных так называемой «культурной революцией», и от потерь в Корейской войне, во время которой пало более сотни тысяч солдат. Согласно другим подсчетам, число погибших в разы больше.

Вопреки распространенному мнению, главнокомандующие Народно-освободительной армии Китая не закрывали глаза на проблемы и не были некомпетентными. Они заботились о благе солдат и старались не разбрасываться их жизнями. Поэтому в 50-х и 60-х годах Китай пристально следил за военными разработками русских и американцев, и особенно Поднебесную интересовали бронированные боевые машины.

В те годы СССР в основном производил колесные БТР (например, БТР-152), а американцы работали над гусеничными БТР, создав в итоге наиболее распространенную на Западе машину M113. Советская техника создавалась с учетом развитой инфраструктуры предполагаемого театра военных действий — Европы. В Китае же господствовало бездорожье, что и заставило местных военачальников обратить внимание на американские разработки, отличавшиеся повышенными внедорожными возможностями. Итак, китайцы взяли на вооружение простой БТР массового производства, прекрасно подходящий на ту роль, для которой он был создан, — роль «боевого такси».

Эти машины имели очень слабое бронирование и не были предназначены для прямых столкновений с врагом. Они служили лишь для относительно безопасной доставки пехоты на поле боя. Если же они встречали настоящее сопротивление, то просто высаживали солдат и отступали или, в лучшем случае, оказывали огневую поддержку с определенного расстояния, чтобы не подставляться слишком сильно. Броня защищала эти машины только от пуль, поэтому, как правило, они старались не привлекать к себе внимания и обладали ограниченными огневыми ресурсами (обычно только пулеметами).

В результате работы с американской моделью китайцы создали бронетранспортер Type 63: дешевый, простой и массивный. Хоть он и выглядел, как стальная коробка на гусеничной подвеске, он выполнял свои функции на «отлично», в связи с чем производство этих БТР поставили на поток. Более тысячи таких машин экспортировали в Африку и на Ближний Восток, где они до сих пор в ходу благодаря крупной партии, доставленной в Ирак в 80-х годах.

Однако у Type 63 были те же минусы, что и у всех БТР этого класса. Недостатки стали очевидны очень скоро, потому что введение Type 63 в эксплуатацию в Китае как раз совпало с разгаром Вьетнамской войны. Во время боевых действий там широко использовались американские M113, причем как южными вьетнамцами, так и самими американцами. Результаты оказались неоднозначными. Машины защищали от пуль, но при этом были настолько уязвимы для мин и СВУ, что солдаты предпочитали ехать сверху, а не внутри БТР. Помимо всего прочего, ББМ можно было с легкостью уничтожить с помощью РПГ. К тому же эти машины регулярно попадали в перестрелки с противником, хотя их броня и вооружение абсолютно не подходили для подобных столкновений.

Американцы попытались решить эту проблему введением модернизированных БРМ, оснащенных большим количеством пулеметов, бронещитами и другими улучшениями. Однако для китайцев недостатки самой концепции этой модели были более чем очевидны.

Между тем в Советском Союзе в 1966 г. в эксплуатацию ввели БМП-1, которая потрясла китайцев до глубины души. В отличие от своих «квадратных» предшественников, эта машина выглядела куда более аккуратно и имела усиленную фронтальную защиту. Она действительно выделялась среди прочих благодаря своей огневой мощи (по крайне мере, заявленной). Утверждалось, что ее орудие было сравнимо с пушками ОБТ. Вдобавок ко всему, БМП-1 могла похвастаться пусковой установкой для управляемых ракет «Малютка», которые доказали свою эффективность во время войны Судного дня в 1973 г., когда египетские расчеты ПТРК уничтожили израильские танковые войска в Синае. Как оказалось, американские танки Patton были особо уязвимы для ПТУР.

Конечно, у БМП-1 были свои минусы, среди которых числилась недостаточная точность основного орудия и его неэффективность против бронированных целей (справедливости ради стоит отметить, что оно предназначалось для борьбы с пехотой и легкой техникой). К тому же машина была тесной, а броня не позволяла использовать ее в условиях городской застройки.

Китай решил, что ему необходима подобная машина, однако заполучить БМП из-за напряженности в отношениях с СССР было сложно. Разногласия между странами с разными коммунистическими режимами сохранялись на протяжении почти двух десятков лет, что в 1969 г. привело к пограничному конфликту на острове Даманский. В ходе столкновения Китай смог захватить свой первый Т-62, тщательно его изучить и впоследствии использовать полученные сведения для модернизации собственного танкового парка.

После этого конфликта отношения держав вернулись в относительно спокойное русло, однако ни о каком сотрудничестве в области военных разработок не могло идти и речи, ведь СССР тщательно оберегал государственную тайну. Длительное время Китай оставался без собственной БМП и стал разрабатывать концепцию такой машины лишь в 1979 г., когда данный вопрос встал особенно остро.

Натянутыми были и отношения Китая со Вьетнамом, даже несмотря на то, что к концу 70-х годов в обеих странах воцарился коммунистический режим. Победа над США послужила дальнейшему укреплению вьетнамских лидеров и подбросила дров в костер общей морали и уверенности в своих силах. Такой поворот общественных настроений не понравился Китаю, заинтересованному в подчинении, а не в равенстве.

В 1978 г. вьетнамцы вторглись в Камбоджу с целью свержения печально известного режима «Красных кхмеров», который поддерживался Китаем. Поднебесная такого хода Вьетнама не оценила и решила преподать ему урок, атаковав с севера.

В результате трехнедельных кровавых сражений в горах и джунглях, приведших к гибели десятков тысяч человек, обе страны объявили о своей победе. На самом же деле перевес был явно на стороне вьетнамцев, что только сильнее их ободрило. Из той войны было извлечено множество уроков, но наиболее важным для этой статьи стал тот, что касался китайских БТР.

Пехота Поднебесной либо передвигалась по сложным ландшафтам пешком, либо использовала грузовики и БТР Type 63. Это обернулось полной катастрофой: повсюду их подстерегали смертоносные вьетнамские засады, а Type 63, как и М113, оказался слишком уязвимым и неподходящим для установленных тактических задач. К тому же, проходимость этих БТР оставляла желать лучшего: очень часто машины намертво увязали в болотистой почве.

Все эти неудачи подтолкнули китайское командование к созданию новой БМП, разработка которой началась в 1980 г. Машина получила название WZ-501.

Китай не обладал большим опытом в работе с такой техникой, потому было решено пойти проверенным путем: скопировать уже имеющиеся разработки. За основу была взята БМП-1, к тому времени уже получившая широкое распространение. Китайцы добыли где-то один образец и занялись ее копированием, посвятив этому делу период с 1980 по 1985 годы. Уже в 1986 г. машину под названием ZBD-86 официально ввели в эксплуатацию, а его полномасштабный выпуск развернулся с 1992 г. – более, чем на 25 лет позже введения БМП-1 в эксплуатацию в СССР.

Внешний вид и компоновка машины были практически идентичны советскому оригиналу. Экипаж состоял из трех человек, восемь бойцов десанта размещались в корме.

Броня была изготовлена из стали и обладала следующей толщиной (согласно немецким измерениям):

  • верхняя лобовая плита: 9–12 мм (80–84º);
  • нижняя лобовая плита: 19 мм (57º);
  • борта: 16 мм (14º);
  • корма: 4 мм (толщина люков — 17 мм);
  • лоб башни: 23 мм (45º);
  • корма башни: 13 мм (22º);
  • крыша башни: 6 мм;
  • днище: 9 мм;
  • крыша корпуса: 12 мм;
  • МТО: 6 мм.

Такие параметры были приемлемыми в 1966 г., однако современным стандартам они уже не соответствуют. Согласно некоторым заявлениям, броня этих машин может быть еще тоньше, хотя большинство источников все же склоняется к тому, что она идентична той, что применялась в производстве БМП-1.

ZBD-86 была вооружена копией 73-мм гладкоствольного орудия 2А28 «Гром», которая унаследовала все достоинства и недостатки оригинала. Заряжание было автоматическим, скорострельность достигала 8 выстрелов в минуту. Прицельная дальность составляла от 700 до 1300 м, а максимальная – более 4000 м (в теории). Орудие имело короткий ствол (длина в калибрах — L/29). При этом оно стреляло фугасными и противотанковыми кумулятивными снарядами, способными пробить броню в 300-350 мм, чего было недостаточно для борьбы с ОБТ. Углы склонения составляли от -3º до +30º. Боекомплект включал 40 снарядов, наводчик имел в своем распоряжении лазерный дальномер и дневной/ночной прицел.

Дополнительно ZBD-86 несла противотанковый ракетный комплекс HJ-73 «Красная стрела» — копию советской «Малютки». Он позволял поражать бронированные цели на дистанции от 500 до 3000 м (5000 м в улучшенном варианте). Его пробивная способность была примерно на уровне «Малютки» (примерно 400 мм стальной брони). Боекомплект составлял 4 ракеты. Наконец, что не менее важно, одна из четырех БМП ZBD-86 была оснащена переносным зенитным ракетным комплексом HN-5.

На ZBD-86 устанавливалась копия советского дизеля УТД-20 с индексом 6V150. Китайский двигатель имел систему водяного охлаждения, был защищен от попадания воды (как и советский оригинал), а его мощность составляла 293 л. с., что являлось достаточно высоким показателем, учитывая вес в 13,3 тонны. Благодаря этому двигателю машина могла развивать скорость в 65 км/ч.

Это транспортное средство стало распространяться лишь через несколько лет после запуска массового производства в 1992 г., и к тому моменту уже совершенно устарело. По различным данным, было произведено от 1000 до 7000 машин. Позже китайцы попытались исправить недостатки ZBD-86, внося изменения в конструкцию, но в итоге им пришлось отказаться от этой модели.

На первый взгляд ZBD-86 очень сложно отличить от оригинальной БМП-1. Такое сходство добавило путаницы в данных касательно выпуска и экспорта этих машин. Считается, что китайские машины поставлялись в Иран, Ирак и Бирму, однако этот факт очень сложно подтвердить в силу внешней идентичности советской машине. Ходят слухи, что иранские БМП-1 — на самом деле китайские Type 86. Наверняка можно сказать лишь одно: некоторое количество ZBD-86 до сих пор используется китайскими вооруженными силами.

В Armored Warfare: Проект Армата ZBD-86 займет 3-й уровень среди ББМ премиум-класса. Следите за дальнейшими новостями, чтобы узнать, как ее получить.

На сегодня все. Надеемся, вам понравится ZBD-86. До встречи на поле боя!


Мы Вконтакте

Перейти в группу