PTZ-89

15.01.2018

Танкисты!

В этой статье мы расскажем про противотанковую САУ Type 89 (заводское название PTZ-89), которая была разработана КБ Завода № 447 в начале 1980-х годов.

В то время перед китайскими инженерами стояла задача создать танк третьего поколения, поскольку стоявшая на вооружении НОАК техника (в основном Type 59) морально устарела. В те годы машины ведущих танковых держав начали оснащаться мощной комбинированной броней и системами динамической защиты, что требовало повышения характеристик противотанковых средств, в том числе и артиллерии.

В конце 70-х китайская оборонная промышленность активно сотрудничала с западными производителями, и новые танки планировалось оснащать немецкими 120-мм орудиями. Но компания Rheinmetall под давлением руководства ФРГ отказала в поставках, и китайским инженерам пришлось активизировать работы над созданием собственного 120-мм орудия.

Разработка орудия началась в 1978 году, и через полтора года уже были готовы первые прототипы. По результатам испытаний выяснилось, что начальная скорость снаряда составляет около 1400 м/с и орудие способно пробивать под углом в 68 градусов 120 мм стальной брони или 204 мм композитной брони. Однако в это время китайские военные получили из одной из стран Ближнего Востока танк Т-72. После всестороннего изучения машины был сделан вывод, что орудия калибром 125 мм обладают большим потенциалом, и было принято решение о копировании орудия 2А46.

Однако работы по созданию 120-мм гладкоствольного орудия также не были прекращены ввиду перспективности проекта, но новой задачей стало создание противотанковой САУ.

На завершение проекта ушло несколько лет. Первый экземпляр новой машины вышел из цехов в 1984 году.

Базой для новой машины послужило гусеничное шасси Type-321, которое также применяется для САУ Type 83 и РСЗО Type 89. У шасси классическая для САУ компоновка. Впереди расположен моторный отсек, за ним отделение управления, в корме — боевое отделение. Машину оснастили 12-цилиндровым дизельным двигателем 12150L мощностью 520 л. с. При боевой массе машины на уровне 31 тонны такой двигатель обеспечивал удельную мощность порядка 16–17 л. с. на тонну веса, что позволяло САУ разгоняться на шоссе до 55 км/ч. Запас хода составлял 450 км. Ходовая часть состояла из ведущего колеса в передней части корпуса, шести опорных катков с торсионной подвеской и трех поддерживающих роликов на каждый борт.

В связи с ограниченными возможностями базового шасси САУ получила относительно слабое бронирование. Толщина бронелистов башни и корпуса — около 50 мм, башня и корпус сварные, броня гомогенная. Для дополнительной защиты машина была оснащена двумя блоками дымовых гранатометов и термодымовой аппаратурой. В бронированной башне в кормовой части корпуса размещалось 120-мм гладкоствольное орудие с эжектором и защитным кожухом. Длина орудия около 50 калибров. Благодаря полуавтоматической системе заряжания скорострельность достигает 10 выстрелов в минуту.

Боекомплект машины составляет 30 120-мм унитарных выстрелов. По некоторым данным, Type 89 также может принимать боеприпасы «с грунта» через кормовой люк. Начальная скорость бронебойно-подкалиберного снаряда составляет около 1660 м/с. Скорость осколочно-фугасного снаряда — около 960 м/с. Заявленная дальность стрельбы — 2,5 (БОПС) и 9 км (ОФС) соответственно.

В связи со специфичностью задач (борьба с бронетехникой противника) Type 89 получила углы наводки, схожие с танковыми. По горизонтали орудие наводилось без ограничений, а вертикальные углы были ограничены от –5 до +18.

САУ Type 89 оснащались простейшей СУО. Для наведения на цель установлен комбинированный перископический прицел наводчика с ночным и дневным каналами и лазерным дальномером. У командира прицел только дневной. Кроме того, в передней части установлен дополнительный телескопический прицел. Орудие на САУ было стабилизировано только по одной оси, что делало затруднительным ведение огня на ходу. Дополнительное вооружение САУ состоит из 12,7-мм зенитного пулемета, расположенного над командирским люком на турели, и курсового 7,62-мм пулемета.

Испытания машины продлились несколько месяцев, после чего Type 89 была отправлена на доработку на завод. Устранение указанных военными дефектов заняло около трех лет, следующий этап испытаний начался в 1987 году. Обновленный вариант удовлетворил НОАК, и машина была принята на вооружение. Серийное производство началось в конце 1988 года. С целью упрощения конструкции была немного изменена форма башни.

САУ PTZ-89, разработанная для борьбы с современной (на момент создания) бронетехникой, является довольно специфичной машиной. Ее единственная положительная черта — 120-мм гладкоствольное орудие, которое может свидетельствовать о больших достижениях китайской оборонной промышленности. Однако сравнительно высокие характеристики пушки практически полностью нивелируются устаревшей СУО, неполной стабилизацией орудия и отсутствием некоторых других систем.

Предполагалось, что PTZ-89 будут действовать в боевых порядках вместе с танками, уничтожая бронетехнику. Имея сравнимую с ОБТ огневую мощь, эти САУ здорово проигрывают тяжелым танкам в уровне защиты и рискуют быть уничтоженными еще до выхода на дистанцию эффективного ведения огня.

Несмотря на всю свою неоднозначность, PTZ-89 все еще остаются на вооружении китайской армии. Количество эксплуатируемых единиц на данный момент составляет около 90-100 штук. По некоторым данным, в 2015 году было принято решение о выводе их из эксплуатации.

В Armored Warfare: Проект Армата PTZ-89 — премиумная ИТ 7-го уровня в ветке поставщика Чан Фэна.


Мы Вконтакте

Перейти в группу