В разработке: Rooikat

12.02.2018

Танкисты!

Скоро в «Проекте Армата» появится Rooikat — тяжелая колесная бронированная машина из Южной Африки с довольно интересной историей создания, о которой мы расскажем в этой статье.

От большинства локальных конфликтов, произошедших после Второй мировой войны, боевые действия в Южной Африке отличались приблизительным равенством сил противоборствующих сторон. Во время гражданской войны в Анголе страны соцлагеря не жалели сил и средств на поддержку промарксисткого правительства Луанды, а лидер УНИТА Жонаш Савимби опирался на армию ЮАР и подразделения наемников. Анголо-кубинские войска использовали советские танки Т-34, Т-54 и Т-55, против которых армия ЮАР довольно эффективно применяла бронеавтомобили Panhard Eland-90, вооруженные 90-мм орудиями. Однако они оказались малоэффективны против более современных советских Т-62. Также на вооружении ЮАР имелись танки «Центурион» со 105-мм орудиями, способными успешно поражать Т-62. Но специфика театра военных действий и рейдовый характер операций широко использовать данные машины не позволяли. Для маршей же на сотни километров лучше подходила колесная техника.

Разработка тяжелого бронеавтомобиля, получившего название Rooikat (рус. «Каракал», пустынная рысь) началась в 1976 году. Опыт создания колесной бронетехники у южноафриканских конструкторов был невелик, а военные не имели четкого представления, какая именно машина им необходима. В результате Rooikat был определен заказчиком как бронированная машина, предназначенная для ведения разведки во время рейдов в глубокий тыл. На начальных этапах проектирования и испытаний перед машиной также поставили задачу борьбы с танками.

На суд военного руководства ЮАР было представлено три варианта машины. Первый основывался на шасси БМП Ratel, второй — на шасси Eland 90 (модификации Panhard AML 90), третий — на базе бронетраспортера Alvis Saracen. Все прототипы были вооружены 77-мм пушкой HV, которая изначально устанавливалась на британские танки Comet времен Второй Мировой.

Испытания, проведенные в 1979 году, показали несоответствие всех трех образцов потребностям армии, в результате чего была заложена программа XDM (eXperimental Development Model), завершить которую планировалось в начале 80-х. В рамках XDM было создано множество прототипов, в том числе:

  • с колесной формулой 6х6, массой 22 тонны и 76-мм пушкой;
  • с колесной формулой 8х8, массой 24 тонны и аналогичным орудием;
  • с колесной формулой 8х8, массой 42 тонны и со 105-мм пушкой L7 в башне Olifant Mk.IB, за размер и форму получившей прозвище «Бисмарк».

Рассматривались варианты с переднемоторной и заднемоторной компоновкой. После череды испытаний победила модель 8x8 2B с кормовым расположением двигателя, несмотря на то, что ее 105-мм орудие признали излишне мощным.

В 1985 году был представлен прототип с 76-мм пушкой, получивший название Rooikat. В ходе следующей стадии разработки (под названием AMD, Advanced Development Model) было построено 5 машин для заводских испытаний. Третья фаза (EMD, Engineering Development Model) предполагала армейские испытания четырех предсерийных образцов. На этом этапе планировалось исправить все недочеты и подготовить серийное производство.

Машина Rooikat имеет массу 28 тонн, колесную формулу 8х8 с возможностью переключения на 8х4. Особое внимание уделено надежности подвески: Rooikat способна продолжать движение даже при потере двух колес с одной стороны. Во время испытаний один из образцов на высокой скорости совершал марш-броски по саванне и шоссе с отсутствующим передним колесом.

Компоновка машины классическая: отделение управления спереди, боевое отделение и вращающаяся башня в средней части корпуса, моторно-трансмиссионное отделение — в задней. В последних двух установлена автоматическая система пожаротушения. Броня стальная гомогенная, рассчитана на попадание советских 23-мм снарядов. В бортах между 2-й и 3-й осями имеются люки, предназначенные для аварийного покидания бронеавтомобиля. Испытания опытных машин показали, что корпус обеспечивает защиту экипажа от противотанковых мин. Машина также оснащена системой РХБ-защиты.

Двигатель — 563-сильный 10-цилиндровый турбодизель с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач, разгоняет машину до 120 км/ч. Двигатель, система охлаждения и трансмиссия выполнены как единый блок, что упрощает замену в полевых условиях.

Основным орудием Rooikat является 76-мм пушка GT4 (вариант OTO Breda Compact) с длиной ствола в 62 калибра и углами наводки от -10 до +20 градусов. При использовании БОПС с вольфрамовым сердечником она способна поражать Т-54/55 и Т-62 в любой проекции с дистанции 2000 м. Максимальная дальность — 3000 м.

Место командира расположено справа от орудия, по периметру командирской башенки размещено восемь неподвижных смотровых приборов. Слева от орудия расположено место заряжающего. Механик сидит по центру машины в лобовой части. Над его сиденьем — люк, перед которым три наблюдательных прибора. В походном режиме водитель управляет машиной, осуществляя наблюдение через открытый люк.

На крыше башни установлен перископический наблюдательный прибор наводчика GS-35, который оснащен дневным 8-кратным и ночным 7-кратным (на базе электронного усилителя изображения) каналами, а также встроенным лазерным дальномером. Кроме этого, у наводчика имеется 5,5-кратный телескопический прицел.

Rooikat производит фирма Reumech, ранее выпускавшая БТР Ratel, а башню — компания LIW (подразделение Denel Group). Но основным поставщиком все же выступила именно компания Reumech; она отвечала за продажу машин и даже предлагала их на экспорт. Серийное производство началось в 1989 году, в войсках ЮАР машина с 1990 года.

За 15 лет проектирования многое изменилось. Война в регионе окончилась. Появилась гораздо более тяжелая и современная техника, чем старые советские танки. Rooikat пришлось модернизировать, чтобы они отвечали новым условиям. Теперь машины предназначались для совершения фланговых маневров и диверсионных рейдов в тыл противника.

Несмотря на столь кардинальные перемены, Rooikat остается эффективной боевой машиной и сегодня. Существует множество модификаций, включая истребитель танков со 105-мм пушкой, проект ЗСУ и разведывательную машину. Все они появлялись на экспортном рынке, однако успеха не имели: потенциальные покупатели предпочитали более старую, но дешевую советскую технику. Тем не менее, для южноафриканской армии было произведено значительное число машин — около 240, и они по-прежнему остаются на службе. Единственным случаем их боевого использования стал конфликт 1988 года, когда ЮАР вторглась в Лесото.

В «Проекте Армата» Rooikat будет ББМ 5-го уровня, вооруженной 76-мм пушкой. Из-за своей массы машина окажется не такой быстрой, как другие ББМ того же уровня, но это будет компенсировано относительно толстой броней и большей дальностью обзора.

До встречи на полях сражений!


Мы Вконтакте

Перейти в группу