В разработке: EE-18 Sucuri II

19.02.2018

Бойцы!

Еще одной машиной, которая совсем скоро появится в «Проекте Армата», станет бразильский истребитель танков EE-18 Sucuri II. Он расположится на шестом уровне. Это довольно интересный образец, который был призван вывести компанию Engesa (сокращение от Engenheiros Especializados S/A) на новый уровень. Однако все случилось с точностью до наоборот, и после создания EE-18 дела у компании пошли неважно.

В конце 70-х Engesa удалось заключить несколько весьма крупных сделок на поставку трех ББМ: бронетранспортера EE-11 Urutu, машины огневой поддержки EE-9 Cascavel и легкой разведывательной машины EE-3 Jararaca.

Они использовались не только в бразильской армии: сотни образцов были поставлены в Центральную Африку и на Ближний Восток. Машины приняли участие во множестве конфликтов, в том числе в Иракских войнах. Желая развить успех, компания Engesa начала разработку новой машины огневой поддержки — а точнее, колесного истребителя танков.

Эта идея была далеко не новой. Колесная техника уступает гусеничной на бездорожье (например, в болотах Юго-Восточной Азии или в Андах), однако может крайне эффективно противостоять имеющимся у повстанцев Т-34 и Т-54 в сухих прериях Африки.

Cascavel, имевшая 90-мм французскую пушку, довольно успешно справлялась с подобными задачами — до тех пор, пока Советский Союз не начал поставлять дружественным странам более современную технику. Кроме того, бразильская армия тоже нуждалась в большей огневой мощи.

Поэтому в São José dos Campos была создана новая машина — истребитель танков EE-17 Sucuri (Sucuri I в ряде источников). Она обладала превосходной для своей массы огневой мощью: при весе в 16,5 тонн имела качающуюся башню FL-12 от Fives Cail-Babcock — такую же, как у легких танков AMX-13. Основным орудием была 105-мм нарезная пушка GIAT CN 105-57 с длиной ствола в 57 калибров, оснащенная автоматом заряжания.

Башня и корпус изготавливались из довольно тонкой стали: поэтому, даже несмотря на повышенную защищенность днища машины (для него использовалась «сталь двойной прочности» — особая разработка Engesa), могли выдерживать лишь попадания из стрелкового оружия, а в лобовой проекции — огонь маломощных автопушек. Этот недостаток был следствием малой массы, однако при правильном использовании машины не был столь существенным, как это может показаться. Поэтому большие потери, которые EE-17 несли в армиях стран-операторов, являлись не столько недостатком конструкции, сколько следствием неверной тактики применения.

Особая защита днища была одной из немногих технических новинок: компания предпочитала придерживаться надежных и проверенных решений.

На машину устанавливался дизель Scania DS-11 мощностью 295 лошадиных сил. В паре с немецкой трансмиссией ZF 6HP 600 он разгонял EE-17 до 100 км/ч. Это было неплохим результатом на твердой поверхности. Но внедорожные показатели оставляли желать лучшего, даже несмотря на полный привод: удельное давление оказалось довольно высоким по сравнению с восьмиколесной и гусеничной техникой.

Чтобы компенсировать этот недостаток, Engesa разработала довольно надежную гидропневматическую независимую подвеску с ходом колес до 30 см — огромный показатель для техники такого класса. Подвеска обеспечила высокую плавность хода: Sucuri могла вести прицельную стрельбу даже на довольно высоких скоростях. Это было заметное преимущество над конкурентами, но его оказалось недостаточно: в 1987 году, когда EE-17 представили публике, ее орудие уже устарело.

Пушка и башня создавались в конце пятидесятых, и машина еще была способна причинить значительный урон многим противникам. Но могущество кинетических и кумулятивных боеприпасов уже не позволяло выполнять главную боевую задачу Sucuri — противостоять экспортным модификациям Т-72. Кроме того, качающаяся башня не подразумевала установки более мощного орудия — и это было очень серьезным недостатком.

Поэтому было решено заменить башню на что-то более массивное, с увеличенным погоном и более современным орудием. В результате появилась машина, известная как EE-18 Sucuri (или Sucuri II).

Новая башня была создана на основе старых наработок компании. В нее установили 105-мм нарезную пушку OTO Melara с длиной ствола в 52 калибра — такую же, как у танка OF-40, но на бразильской машине она была стабилизирована в обеих плоскостях. Заряжание было ручным: заряжающий сидел слева, наводчик и командир — справа (наводчик спереди, командир — за ним и чуть выше). У наводчика с командиром были дневные и ночные прицелы.

Орудие могло вести стрельбу стандартными 105-мм боеприпасами НАТО (включая БФС/HESH), оснащалось лазерным дальномером и довольно современной системой управления огнем, позволявшей вести прицельную стрельбу на ходу — важное свойство для высокоскоростных слабозащищенных машин. Боезапас составлял 30 выстрелов: 8 размещались в башне, 22 — в корпусе. Углы вертикальной наводки составляли от +15 до -6 градусов.

Установка более крупных башни и пушки, а также добавление еще одного члена экипажа, привели к увеличению массы машины до 18,5 тонн. Поэтому двигатель заменили на более мощную версию (380-сильный Scania DSI-11), которая позволила сохранить подвижность на прежнем уровне.

По желанию заказчика машина также могла оснащаться прибором ночного видения для механика, защитой от оружия массового поражения, системой предупреждения о лазерном облучении и рядом других улучшений. Но ни одного контракта заключено так и не было. Причины были разные, но в целом машина просто появилась в неудачное время.

Сначала разразилась война в Персидском заливе, и из-за наложенного эмбарго Engesa лишилась крупнейшего покупателя — Ирака. Затем США начали поставлять антииракской коалиции технику по сниженной цене, и бразильская компания не смогла им ничего противопоставить. Третьим (и решающим) фактором стало прекращение существования Советского Союза, из-за которого на рынках появилось много проверенной советской техники по более доступным ценам.

Engesa не нашла покупателей для EE-18 и, вложив все средства в неудачный проект ОБТ Osório, несколько лет была вынуждена бороться за жизнь. В 1993 году компания обанкротилась, оставив после себя отличные ББМ, многие из которых продолжают службу и сегодня.

Несмотря на печальную судьбу в реальности, в «Проекте Армата» Sucuri II получит вторую жизнь. Это будет истребитель танков шестого уровня. Главной особенностью станет уникальная подвеска, которая обеспечит прекрасную проходимость и позволит машине занимать позиции на склонах. Таким образом, EE-18 станет прекрасным выбором для игроков, предпочитающих действовать из засады.

Надеемся, вам понравится играть на ней. Следите за новостями — и до встречи на поле боя!


Мы Вконтакте

Перейти в группу