Израильские «Шерманы»

10.04.2018

Одним из самых интересных, но плохо задокументированных конфликтов с применением танков является Арабо-израильская война 1947–1949 годов. Основной ее причиной стала непродуманная внешняя политика Британии. В результате в войну втянулось несколько стран, а в столкновениях принимали участие авиация и тяжелая военная техника. При этом только что созданное Израильское государство смогло успешно воевать против многочисленных и хорошо вооруженных противников.

Этот конфликт весьма интересен и с точки зрения танковой истории: в нем было задействовано огромное количество бронетехники разных годов выпуска, включая настоящие реликты — например, довоенные французские легкие танки 1930-х годов Hotchkiss H39 (вооруженный пушкой 2-pdr) и Renault R35.

Израиль использовал большое количество как купленных, так и захваченных танков, но основой его бронетанковых подразделений были М4 Sherman.

Средний танк М4 считается одним из лучших танков Второй мировой. Поздние модели — с отличной огневой мощью 76-мм пушек, хорошей подвижностью и надежной защитой, высоко ценились экипажами. Несмотря на то, что после войны в американской армии их сменили серии Pershing и Patton, многие «Шерманы» были приобретены другими странами и использовались в течение нескольких десятилетий. Сильно модернизированные чилийские Sherman служили до 1990-х годов.

В 1948 году только что созданная израильская армия была оснащена очень плохо. И если недостаток стрелкового оружия исправлял импорт из Франции и Чехословакии, то проблема с тяжелым вооружением оставалась актуальной даже после конфликта. Популярная теория гласит, что все ранние израильские «Шерманы» пришли из Италии, но это не совсем так.

Самым первым Sherman в израильской армии был M4A2 с дизельным двигателем. Его фактически собрали из техники, оставленной британцами на складе возле города Тира. Танк был вооружен стандартной 75-мм пушкой M3 и получил название «Меир».

К сожалению, окончательная судьба «Меира» неизвестна: он пережил войну (как и по крайней мере один из первых членов его экипажа, канадец по имени Лионель Дрюкер), но что с ним случилось потом — остается загадкой. Несколько источников утверждают, что «Меир» был переоборудован в самоходную артиллерийскую установку.

«Итальянские» варианты появились как результат израильской инициативы по приобретению машин для 82-го танкового батальона. На поиски подходящих танков была отправлена целая команда, и в итоге удалось закупить 32 экземпляра M4 со 105-мм гаубицами. Танки все еще находились в рабочем состоянии, однако были демилитаризованы: стволы пушек оказались выведенными из строя, чтобы не допустить их боевого применения.

Первые десять танков без рабочих орудий прибыли в Хайфу в ноябре 1948 года, после чего немедленно отправились на техническое обслуживание. Остальные пришли двумя партиями в ноябре 1948 года и январе 1949. Родные 105-мм пушки в большинстве случаев не подлежали ремонту, и Израиль оказался вынужден искать подходящее вооружение.

В конечном итоге решение было найдено. В сентябре 1948 года израильтяне купили 50 швейцарских полевых орудий Krupp и переделали их в танковые пушки. Эта операция являлась сложной и трудоемкой, поэтому Sherman Krupp были готовы лишь в апреле 1949 года и не успели поучаствовать в Арабо-израильской войне. Но у израильтян нашлись и другие варианты.

Три 75-миллиметровых танковых пушки М3 были куплены у Италии и привезены в Израиль для трех стоявших на вооружении М3 Sherman. Эти танки использовались в операции «Хорев» — успешной атаке на Египет в западной части пустыни Негев в декабре 1948 года. Среди этих трех машин имелся танк с прозвищем «Тамар», часто ошибочно принимаемый за первый израильский Sherman — вместо настоящего «Меира». Зато «Тамар» стал первым израильским «Шерманом», когда-либо потерянным в бою: его подбили возле Эль-Ариша.

Неясно, сколько «Шерманов» было фактически использовано во время Арабо-Израильской войны. Скорее всего, ни один из Sherman Krupp так и не появился на поле боя, хотя некоторые источники утверждают, что за время войны было задействовано 14 израильских Sherman. Однако к тому времени, когда боевые действия закончились, в Израиле находилось 32 из 33 «Шерманов», имевшихся у него во время войны (в их числе «итальянские» и «Меир»), и только один танк был потерян в бою («Тамар»).

Эти танки позже стали основой бронетанковых частей израильских сил обороны (82-го танкового батальона и 7-й бронетанковой бригады). Вскоре после войны Sherman Krupp были вновь перевооружены (на этот раз пушками М3), а на Филиппинах закупили еще несколько танков. В итоге на службе находились самые разные модификации, включая некоторые очень специфические варианты. Например, M4A4 с радиальными двигателями Continental R-975 с ранних M4. Скорее всего, они были получены из Франции уже в таком исполнении.

Но этого было недостаточно. Израиль прекрасно понимал, что его противники, в частности Сирия и Египет, готовятся к новой атаке. Так что в начале 1956 года Израиль решил начать закупки 76-миллиметровых вариантов Sherman (модели M4A1 (76) W и M4A3 (76) W), официально обозначенных как M1 Super Sherman. Варианты этого танка позже участвовали во Второй Арабо-Израильской войне 1956 года и продолжали служить долгие годы после.

Это все на сегодня. До встречи на полях сражений!


Мы Вконтакте

Перейти в группу