«Танки в твоем городе»: Кировский завод

07.06.2018

Друзья!

Представляем цикл статей «Танки в твоем городе»! Подписчик нашего сообщества «ВКонтакте» Николай Нагайник подготовил материал о заводах-изготовителях бронетехники, расположенных на территории России.

Приятного чтения!


Этой публикацией я хочу начать цикл статей о танковых заводах России и их продукции. Предприятия, о которых пойдет речь, создавали машины, приносившие победы на полях сражений. Эти же предприятия поддерживают обороноспособность страны и сегодня.

Итак, Кировский Завод, Санкт-Петербург.

Кировский завод был основан в апреле 1801 года как чугунолитейное предприятие, выполнявшее заказы по изготовлению артиллерийских боеприпасов. С 1812 года здесь развивается машиностроительное направление: началось производство паровых машин.

В 1868 году завод был приобретен известным российским инженером и предпринимателем Н. И. Путиловым, который за 12 лет превратил металлургическое предприятие в многопрофильный машиностроительный комплекс. Помимо прочей продукции, на заводе наладили производство боеприпасов, вагонов, пушек, орудийных башен для броненосцев. Именно при Путилове были заложены основы создания уникальных инновационных технологий.

После смерти Путилова в 1881 году завод до 1889 года возглавлял Н. И. Данилевский. За короткое время Путиловский завод стал поставщиком для многих частных железных дорог и в течение 90-х годов XIX века выпустил 673 паровоза.

К началу Первой мировой предприятие стало важнейшим центром отечественного машиностроения, вышло на ведущие позиции по России и Европе в паровозостроении, производстве артиллерийского вооружения и судостроении. Наиболее выдающимися образцами бронетехники, выпускавшейся на заводе в те годы, были пушечно-пулеметные бронеавтомобили на базе шасси американского грузовика фирмы Garford Motor Truck Co.

Летом 1916 года Путиловским заводом был получен заказ на проектирование танка. В кооперации с Сормовским заводом предприятие приступило к разработке нового шасси, однако процесс затянулся из-за загруженности завода прочими военными заказами. Первый образец шасси был представлен только к середине 1917 года, но вскоре после испытаний работы по танку прекратились.

В феврале 1917 года на Путиловском заводе трудилось 29 тысяч рабочих. Их массовая забастовка 18 февраля (3 марта) переросла 23 февраля (8 марта) 1917 года в демонстрации и митинги Февральской революции в Петрограде.

Путиловский завод был национализирован 27 декабря 1917 (9 января 1918). В 1922 году завод получил новое имя — «Красный Путиловец». В 1924 году на заводе прошли испытания первого советского трактора «Фордзон-Путиловец» и началось его серийное производство, а в 1932 здесь создается танковое КБ и начинается серийное производство танков, в числе которых был уникальный Т-28.

В 1938 году СКБ-2 (специализированное конструкторское бюро) Ленинградского Кировского Завода было назначено головным разработчиком тяжелых танков, а серийное производство танков серии КВ стартовало в феврале 1940 года.

Осенью 1941 года большая часть оборудования и около 15 тысяч сотрудников вместе с членами семей были эвакуированы на Урал, где на Челябинском Кировском заводе (известном как «Танкоград») развернулось массовое производство «танков Победы» — тяжелых танков серий КВ и ИС, а также самоходных артиллерийских установок (САУ) на их базе. Всего с конца 1939 по май 1945 года в войска поступило более 19 тысяч единиц танков и САУ производства Кировского завода, что составляло около 20% общего количества бронетанковой техники, выпущенной промышленностью страны за этот период.

Особой страницей в трудовой и военной летописи завода является блокада. В осажденном Ленинграде, в 4 километрах от передовой, Кировский завод был одной из главных целей артобстрелов и бомбардировок. По далеко не полным данным, на территорию предприятия упало 4700 снарядов и 770 бомб. Около 2,5 тысяч рабочих умерли от голода и около 150 погибли при обстрелах и бомбежках. Несмотря на это, ни на день не прекращался выпуск продукции для фронта.

В послевоенные годы основными направлениями деятельности Кировского завода стали массовое производство военной техники, тракторов, атомное и энергомашиностроение, а в 1948 году была изготовлена опытная партия тяжелого танка ИС-7.

В 1951 году на Кировском заводе был создан плавающий танк ПТ-76.

В 1975 году на вооружение приняли самоходную артиллерийскую установку 2С7 «Пион», которая так же была разработана на Кировском заводе. 2С7 могла применять не только бетонобойные, кассетные и фугасные, но также ядерные боеприпасы.

С 1976 года на предприятии выпускался танк Т-80 и ряд его модификаций. Машина была принята на вооружение и стала первым в мире серийным танком с основной силовой установкой на базе газотурбинного двигателя.

Кроме разработки танков, Кировский завод принимал участие в создании БМП-3 и комплекса по защите танков от высокоточного вооружения «Штора-1».

На сегодняшний день продукция завода представлена широкой номенклатурой изделий как специального, так и гражданского применения. Она экспортируется в более чем 30 стран ближнего и дальнего зарубежья.


Мы Вконтакте

Перейти в группу