Дневники разработчиков: изменения в нормализации ББ-снарядов

15.06.2018

Танкисты!

Мы продолжаем внимательно следить за вашими отзывами. И до недавнего времени довольно часто слышали примерно о такой ситуации: вы преследуете легкобронированную машину и, наконец, настигаете ее. Врагу уже порядком досталось в бою, прочности хватит ровно на один выстрел, и деваться ему некуда.

Вы стреляете, но ваш бронебойный снаряд («эффективный против всех типов брони, экранов и систем защиты», как сказано в его описании) попросту не может пробить тонкий стальной борт — он попал под большим углом. Шанс упущен, противник смог от вас уйти.

Наша цель — избавиться от подобных казусов и сделать результат стрельбы бронебойными снарядами более предсказуемым. В реальности описанный выше выстрел просто уничтожил бы врага за счет нормализации.

Термин «нормализация» в реальности обозначает явление, когда кинетический снаряд при встрече с преградой за счет инерции немного «доворачивает» в сторону нормали (линии, перпендикулярной броне). Головная часть уже «тормозится» о броню (и даже зарывается в нее), в то время как тело снаряда продолжает движение по старой траектории. Грубо говоря, эти же законы физики используются, например, в прыжках с шестом.

Скажем, если снаряд попадает в броню под углом 30 градусов к ней (60 к нормали — именно эта величина будет углом попадания), в момент касания угол немного увеличится (а угол попадания, соответственно, уменьшится).


α — угол попадания снаряда
β — угол нормализации
h — толщина брони
T — приведенная броня

На текущий момент в «Проекте Армата» для бронебойных снарядов нормализация работает следующим образом: от угла попадания отнимается случайное число от 0 до 2, что позволяет уменьшить толщину приведенной брони и снизить количество рикошетов бронебойных снарядов. А при большом превосходстве бронепробития над толщиной брони снаряд гарантированно не рикошетит. Однако фактическая толщина брони, которую должен преодолеть снаряд, будет обратно пропорциональна косинусу угла попадания снаряда.

Ситуация сильно меняется в тех случаях, когда БОПС попадает по тонкой броне под углами около 90 градусов к нормали. В этих случаях толщина приведенной брони может достигать очень больших величин, и даже 2 градуса нормализации не окажут должного эффекта. Чтобы решить проблему, необходимо было подобрать дополнительный коэффициент для соотношения бронепробития к толщине брони, который позволил бы гарантированно пробивать тонкую броню, но уменьшался при росте ее толщины.

Поэтому в версии 0.25 была введена прогрессивная нормализацию по следующей формуле:

Это уравнение применимо только к кинетическим снарядам, причем полученный бонус не может быть отрицательным числом.

Предположим, что M60A3 5-го уровня стреляет БОПС M735A1 (пробиваемость — 400 мм) в Wiesel 1 TOW (толщина стальной брони — 8 мм). В этом случае угол нормализации будет (400 / (5 * 8)) – 2 = 8 градусов. Другими словами, если снаряд M60A3 попадет в броню Wiesel под углом 89 градусов, из-за нормализации этот угол уменьшится до 81 градуса, не считая случайного бонуса от 0 до 2 градусов, который тоже будет учтен при расчете.

Бонус может показаться не очень серьезным, но при стрельбе под большим углом 8 градусов способны сыграть решающую роль. Эффективная толщина 8-мм брони при ударе под углом в 81 градус составляет приблизительно 51 мм. При 89 градусах это уже 458 мм брони, что может вызвать непробитие, даже если в целом броня очень тонкая.

В реальной жизни тонкая 8-мм пластина была бы уничтожена таким выстрелом. Поэтому и в «Проекте Армата» бронебойный снаряд под любым углом легко справится с подобной броней.

Надеемся, вам понравятся бои без рикошетов и непробитий тонкой брони. До встречи на поле боя!


Мы Вконтакте

Перейти в группу