В разработке: Merkava Mk.4

29.06.2018

Танкисты! 

Производимая в настоящее время Merkava Mk.4 — новейшая модель серии. Хотя визуально различие может быть не очень заметно, особенно в сравнении с обновленной броней Mk.3 (производство которой закончилось в 2002 году), пусть это не вводит вас в заблуждение. Модель Mk.4 сочетает новейшие разработки в сфере бронетехники, которые позволяют по праву называть ее танком XXI века.

Разработка Merkava Mk.4 началось примерно в 1999 году. Основной вариант прототипа предназначался не только для крупномасштабных столкновений, но и для небольших стычек с заведомо уступающими силами противника. Он все еще способен противостоять новейшим танкам недружественных соседей в случае необходимости, но основным направлением использования этой машины на сегодняшний день стали битвы с небольшими боевыми отрядами.

Эти обстоятельства привели к выделению трех основных видов угроз, которым танк должен противостоять:

  • современные ПТУР, в том числе и способные наносить урон сверху;
  • городские бои, где противники могут стрелять из РПГ с высоких зданий по наиболее уязвимым зонам танка;
  • мины и самодельные взрывные устройства, приводимые в действие дистанционно.

Это стало серьезным вызовом для танкостроителей. Танки под «стандартные» боевые действия проектируются так, что максимальная защищенность лобовой проекции сочетается в конструкции с более слабым бронированием бортов и кормы. В условиях же локальных стычек противник может ударить под любым углом. Небольшие отряды с РПГ и ПТУР, которые трудно обнаружить вовремя, могут нанести серьезный урон танковым формированиям, пытающимся продвинуться вглубь города. Так что в проекте Merkava Mk.4 требовалось обеспечить машине максимальную защиту со всех сторон.

В целом защита Mk.4 напоминает Mk.3D с улучшенной композитной броней и более округлой формой башни. Как и предыдущие модели, танк не оснащается интегрированными блоками динамической защиты, хотя есть источники, утверждающие обратное.

Однако имеются и подтвержденные данными модификации. Во-первых, броня крыши сделана намного толще, чтобы защитить экипаж от вышеупомянутых атак сверху. Ее бронирование настолько тяжелое, что люк командира невозможно открыть вручную: только специальным механизмом с электродвигателем.

Во-вторых — еще более толстые составные боковые экраны. Они предназначены для защиты машины не только от попадания из РПГ, но и от взрывов на дороге. Разумеется, при подрыве по-настоящему мощного взрывного устройства (более 100 кг в тротиловом эквиваленте) подобные модули не смогут защитить экипаж. Но, как показывает практика, такие бомбы дороги, сложны в сборке и редко применяются в реальных боевых действиях. Так что машина может успешно противостоять наиболее часто встречающимся самодельным взрывным устройствам небольшой мощности.

Существует несколько моделей этих боковых экранов. В некоторых последняя секция заменяется решеткой для облегчения конструкции и решения часто встречающейся проблемы накопления грязи за экранами. В других вариантах они могут быть покрыты специальной тканью, чтобы уменьшить тепловой след.

Другие защитные модули:

  • комплекс активной защиты Trophy;
  • модернизированная система предупреждения о лазерном облучении LWS-2;
  • модернизированные дымовые гранатометы;
  • комплекс РХБ защиты, совмещенный с системой кондиционирования;
  • вышибные панели, которые в случае подрыва боеукладки перенаправляют энергию взрыва наружу, защищая экипаж.

Защита — это всего лишь одно слагаемое: не менее важно вооружение. И здесь у Mk.4 тоже есть чем похвастаться.

Координация и ситуационная осведомленность в наши дни являются важной частью успеха на поле боя. Merkava Mk.4 оснащена усовершенствованной системой управления битвой. Она способна синхронизироваться с другими подразделениями, использующими ее, и создавать глобальную карту сражений, доступную командирам.

Что касается оружия, Mk.4 сохраняет 120-мм орудие. Израильтяне считают, что такого калибра вполне достаточно. Хотя они рассматривали и другие варианты: ходят слухи о том, что в 1990-х годах израильтяне обсуждали возможность оснащения своих танков 140-мм орудием (вероятно, разработанным компанией RUAG в Швейцарии), но недостатки такого решения (вес, совместимость, общая громоздкость и отсутствие реальной потребности) удержали их от этого. В конце концов, если все ваши соседи в лучшем случае используют ОБТ 1980-х годов, незачем беспокоиться.

Тем не менее 120-мм MG251 IMI все же была модернизирована: добавлен другой механизм затвора и отдачи, позволяющий выдерживать большее давление и, следовательно, использовать более мощные боеприпасы. Эта усовершенствованная версия известна как MG253. Она дополнена барабанным автоматом заряжания на 10 снарядов.

Машина оснащена модернизированной версией СУО Knight с улучшенными тепловизорами, мониторами для командира и наводчика, усовершенствованной функцией Hunter-Killer. Отслеживание целей также улучшилось. Пушка и прицелы полностью стабилизируются. Кроме того, танк может вести стрельбу ракетами LAHAT.

Все эти нововведения привели к значительному увеличению веса машины. В зависимости от конфигурации Merkava Mk.4, как говорят, весит до 70 тонн. Такой вес стал бы серьезным испытанием для двигателя AVDS-1790-9AR на 1200 л. с., установленного на Mk.3. Поэтому старая серия AVDS была заменена дизельным двигателем MT883 (или его американским вариантом GD883) мощностью 1500 л. с. в паре с 5-скоростной автоматической трансмиссией Renk RK325. Это обновление позволило машине сохранить мобильность и максимальную скорость, которая, согласно некоторым источникам, достигает 70 км/ч. Скорость на бездорожье — где-то между 55 и 60 км/ч.

Созданная израильтянами машина стала одним из лучших танков начала 2000-х годов и идеально подходила для той роли, которую ей требовалось выполнять. Единственным реальным недостатком Merkava Mk.4 стал тот факт, что порядка 30% ее компонентов приходится импортировать из-за границы. Учитывая сложную ситуацию в регионе и политические интересы различных государств, поставки таких компонентов являются еще одним рычагом давления на страну.

Merkava Mk.4 выпускается в данный момент: уже 600–700 штук эксплуатируются армией Израиля. Скорее всего, танк никогда не предназначался для экспорта. Появлялись сообщения о том, что Mk.4 предлагали купить Колумбии, но это, скорее всего, было спекуляцией. Израиль, как правило, не стремится продавать свои передовые танки за границу.

Merkava Mk.4 успел поучаствовать во многих битвах. Первым конфликтом, в котором его применили, стала Вторая ливанская война 2006 года (против организации «Хезболла»). По данным Израиля, среди 5 потерянных тогда танков оказалось две Merkava Mk.4: одна была уничтожен мощным СВУ, другая — ракетой «Корнет».

Следующий конфликт с участием Mk.4, операция «Литой свинец», подтвердил надежность машины и ее способность воевать за линией фронта. Но работы по улучшению продолжались, и в 2009 году в производство была запущена модернизированная модель с комплексом активной защиты Trophy под названием Mk.4 Meil Ruach (или Mk.4M, или Windbreaker).

В Armored Warfare Merkava Mk.4 станет прогрессионным израильским ОБТ 9-го уровня.

Способность наносить до 5000 единиц урона за минуту делает Merkava Mk.4 одной из самых разрушительных машин в классе ОБТ, даже несмотря на довольно низкий разовый урон. Высокая скорость стрельбы, отличная пробиваемость, а также возможность стрельбы управляемыми ракетами LAHAT компенсируют этот недостаток. Точность и время прицеливания также будут превосходными, особенно учитывая возможную модификацию СУО.

Защищенность Merkava Mk.4 окажется примерно на уровне Type 99A. КАЗ Trophy будет включен в базовую комплектацию машины, без необходимости разблокировать его, как на Mk.3. Танк получит и довольно высокий показатель прочности. Однако все это компенсируется его довольно средней мобильностью. Таким образом, танк сможет превосходно показывать себя в роли огневой поддержки, но не очень подойдет для быстрых фланговых маневров.

Надеемся, вам понравится Merkava Mk.4!

Удачи в бою!


Мы Вконтакте

Перейти в группу