Танкисты!
Подписчик группы Armored Warfare «ВКонтакте» Николай Нагайник подготовил статью об истории «Курганского машиностроительного завода» — единственного предприятия в России, выпускающего машины семейства БМП.
В сегодняшней статье речь пойдет о городе Курган и предприятии «Курганмашзавод», которое занимается производством боевых машин пехоты и других образцов техники на гусеничной платформе.
Еще до начала Великой Отечественной войны правительством СССР было принято решение о создании в Кургане завода тяжелых кранов для нужд страны. После выхода соответствующего указа весной 1940 года был дан старт строительству. Но работы пришлось заморозить в связи с начавшейся войной. Они были возобновлены лишь в 1947 году.
Годом основания предприятия считается 1950, когда строительство было окончено, завод получил государственный план и приступил к работе. 6 июля 1950 года выпущен первый редуктор для крана. Основу продукции завода в начале 50-х составили 5-тонные краны и их детали, а также металлоконструкции. Велась подготовка к расширению производства для создания мостовых кранов грузоподъемностью до 50 тонн. Завод имел название «Курганский завод тяжелых кранов», коллектив насчитывал 350 человек.
25 июня 1954 года вышло постановление правительства СССР о переименовании завода в «Курганский машиностроительный завод» (КМЗ) и перепрофилировании на выпуск военной продукции. Такое решение было обусловлено необходимостью производства военных тягачей повышенной проходимости. 27 июля того же года при заводе появилось Специальное конструкторское бюро, занявшееся проектированием новой продукции. В 1955 году КМЗ начал серийный выпуск своих первых тягачей АТС. Машина использовалась для буксировки наземной и зенитной артиллерии средних калибров.
В 1962 году КМЗ разработал и начал производство нового тягача АТС-59, а также нескольких его модификаций. АТС-59Г с 70-х годов стал массово применяться и в народном хозяйстве.
В октябре 1967 на заводе стартовало производство БМП-1. Инновационная для своего времени машина была принята на вооружение советской армии и пользовалась большим спросом в других странах. Благодаря этому курганский завод получил специализацию в области производства боевых машин пехоты, позволившую предприятию создать целую серию такой техники.
БМП-1 обладала широкими возможностями для вооружения: пулемет для борьбы с пехотой, 73-мм орудие и ПТУР для борьбы с танками, переносной ЗРК для борьбы с вертолетами. Серийный выпуск машины шел до 1983 года.
В 70-е годы ХХ века продолжалось интенсивное развитие завода: с увеличением спроса на боевые машины пехоты строились новые здания и вводились в строй новые мощности. Производство увеличилось в пять раз, а коллектив был удостоен нескольких государственных премий.
С 1974 года на КМЗ велись работы по модернизации БМП-1. Несмотря на попытки Челябинского тракторного завода перехватить инициативу, в 1980 году был принят вариант курганского завода. БМП-2 имеет более крупную башню и пушку 2А42 калибра 30 мм. Новая пушка позволила эффективнее бороться с пехотой в укрытиях, воздушными целями и легкими БТР. Для борьбы с танками использовались ПТРК «Фагот» или «Конкурс», установленные на крыше башни.
В 1987 завод приступил к производству БМП-3, разрабатывавшейся с 1977 года на Курганмашзаводе. Конструкция машины претерпела множество изменений. Вооружение было представлено 100-мм орудием/пусковой установкой 2А70, спаренной автоматической пушкой 2А42 и тремя пулеметами. Ходовые качества улучшились, машина получила возможность эффективно стрелять на плаву. В 1990 году БМП-3 показали широкой публике на параде в честь 45-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Начались поставки бронемашины на экспорт.
Универсальное шасси БМП-3 используется для создания различных систем на его базе. Совместно с другими предприятиями были созданы самоходные противотанковые комплексы «Хризантема-С» и «Корнет», самоходная артиллерийская установка «Вена» и ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л.
В 2004 на Курганском машиностроительном заводе представили БМД-4М — модернизацию БМД-4, получившую унифицированный с БМП-3 корпус и блок вооружения «Бахча-У». Такое решение позволило сократить затраты на обслуживание и удовлетворить требования Министерства обороны для принятия машины на вооружение.
Создав БМД-4М, Специальное конструкторское бюро машиностроения при заводе приступило к разработке на шасси БМД бронетранспортера БТР-МДМ «Ракушка-М». Машина прошла испытания и была принята на вооружение воздушно-десантных войск. БТР-МДМ имеет множество сходств с хорошо зарекомендовавшими себя БМП-3 и БМД-4М. Он также может комплектоваться различным оборудованием.
В 2013 году КМЗ закончил свою часть работ по созданию платформы «Курганец-25», имеющей модульный принцип и новую компоновку. Машины на базе платформы имеют аппарель для быстрой выгрузки десанта. Планируется использование комплекса активной защиты. Экипаж и десант размещаются в отдельной бронекапсуле, которая изолирована от вооружения и боеприпасов.
В дальнейших планах предприятия— создание БМП, БМД и САУ на базе этой перспективной платформы. По последним данным СМИ, несмотря на некоторые финансовые трудности, завод продолжает внутренние испытания платформы и подписал государственный контракт на поставку боевых машин на основе «Курганец-25» для армейских испытаний. Они пройдут в 2019–2021 годах.
Гражданская продукция предприятия на сегодняшний день представлена в основном вездеходами, погрузчиками и различным навесным оборудованием.