Бойцы!
Пришла пора приоткрыть завесу тайны над самым долгожданным ивентом этого года, который продолжит и разовьет формат, знакомый многим по специальной операции «Черный орел».
Больше подробностей вы узнаете позже, а пока познакомьтесь с машиной, которая станет одной из наград этого ивента — Т-55 Enigma.
T-55 не нуждается в представлении: это один из самых распространенных послевоенных танков. За время своего существования машина побывала на вооружении и у СССР, и у государств-участников Варшавского договора, и у многих развивающих стран (в том числе ближневосточных). Конечно же, танк неоднократно дорабатывали и улучшали.
Над модернизацией T-55 трудился не только Советский Союз. Чехословакия и Польша, входившие в ОВД, разработали несколько собственных удачных вариантов, например T-55AM1. Развивающиеся страны, не обладавшие на тот момент достаточным опытом в военной и промышленной сферах, также создавали свои модификации, однако их попытки не увенчались особым успехом.
Как мы уже сказали, танки серии T-54/55 широко использовались странами Ближнего Востока. На тот момент Египет, Сирия и Ирак сотрудничали с Советским Союзом и получали военную помощь (как напрямую от СССР, так и через чехословацких или польских посредников).
Особенно много T-55 ушло в Ирак, однако сложно назвать точные цифры. Считается, что страна приобрела 300 танков в 1973 году, чтобы пополнить поредевшее после войны Судного дня вооружение. В 80-х Ирак получил около полутора тысяч T-55 из Советского Союза, Польши и менее крупных стран. Примерно такая же партия Type 59 и Type 69 пришла из Китая. Однако иракская армия вновь понесла потери во время войны с Ираном (1980–1988). Несмотря на победу, этот вооруженный конфликт значительно ослабил страну, потерявшую в сражениях большую часть современных машин.
К сожалению, не только армия Ирака переживала не лучшие времена. Государственная казна тоже истощилась, о закупках новой военной техники не было и речи. Пришлось ограничиться бюджетной модернизацией оставшихся Type 59, Type 69 и T-55, а также пересборкой T-72 из доступных составных частей. Эта неудачная модификация стала известка как Asad Babil или «Лев Вавилона».
Несмотря на все потери, к 1988–1989 годам на вооружении иракской армии оставалось около тысячи T-55 различных вариантов (и его копий). По крайней мере, такие цифры значились в документах, хотя на деле большая часть этих танков скорее всего нуждалась в срочном ремонте.
Устаревшее орудие T-55 было его основной проблемой, но к концу 80-х годов обнаружилась еще одна уязвимость: броня защищала танк только от пулеметного огня. Машина по-прежнему была эффективна против местных бойцов сопротивления, но не против регулярной армии.
Увеличить огневую мощь танка невозможно без крупных расходов, непозволительных для развивающихся стран. Вариантов не так много: заменить пушку (оплатив ее транспортировку) и закупить современные боеприпасы или дорогостоящие снаряды (например, ПТУРы). Ирак находился в сложной финансовой ситуации и не мог позволить себе таких трат. Не помогала даже поддержка, которую США оказывали ему во время конфликта с Ираном. Ситуация доходила до абсурда: США поставляли Ираку запчасти для советских машин, а Иран тем временем использовал оригинальную американскую технику. Оставалось только одно доступное решение: улучшить бронирование.
Так Т-55 и его китайские копии получили модифицированную броневую защиту:
Иракская модификация создавалась по образцу улучшенной брони серии М, разработанной странами Варшавского договора для T-55 и T-62. Они представляли собой блоки комбинированной брони из наклонных стальных пластин с полиуретановыми вставками, которые обеспечивали хорошую защиту от кумулятивных снарядов (в частности, управляемых ракет и РПГ). Ирак прекрасно осознавал опасность, которую несло подобное оружие, но не мог защитить свои машины настолько же качественно. В итоге их блоки состояли из алюминиевых пластин (15 мм), стальных листов (4 мм) и пластов резины (5 мм), разнесенных примерно на 25 миллиметров. Пять или шесть таких же многослойных пластин помещались в блоки защиты башни, сконструированные из 5-миллиметровых листов стали.
Мощность двигателя не менялась, а новый 4-тонный бронекомплект добавлял 10% к нагрузке на машину. Это отрицательно сказалось и на маневренности, и на надежности танка. Первый прототип брони, созданный по примеру Type 69, продемонстрировали примерно в 1988–89 годах. У башни не было противовеса, но зато на нее установили два дымовых гранатомета, отсутствовавших у моделей серийного производства. В ходе разработок иракские техники модифицировали еще около дюжины T-55 (или их китайских копий). Каждый из танков отличался индивидуальными особенностями: например, размером составных частей, расположением фар или защитой прожектора.
Официальное название этой серии модификаций неизвестно. Некоторые источники утверждают, что сами иракцы звали их AlFaw. T-55 окрестили «Энигмой» лишь после операции «Буря в пустыне». Именно тогда эти танки внезапно появились на поле боя, и никто не мог их опознать. Название говорящее: enigma в переводе с английского значит «тайна».
А вот дальнейшая судьба данных машин не так загадочна, как предыстория. Ирак потерял все T-55 Enigma при вторжении в страну США и союзников. Судя по всему, они использовались лишь однажды: 5-й иракской механизированной дивизией в битве при Хафджи (январь 1991 года). Машины не смогли существенно повлиять на ход сражения, ведь под массивной броней все так же скрывались устаревшие T-55.
Некоторые источники утверждают, что Enigma мог выдержать попадание ПТРК «Милан». Неизвестно, насколько эта информация правдива, ведь есть и совершенно противоположные сообщения о том, что танки подбивались не реже другой устаревшей техники.
Скорее всего, сами иракцы возлагали большие надежды на улучшенную броню T-55. Автору этой статьи удалось побеседовать с очевидцем, квартировавшимся на Ближнем Востоке перед вторжением США в Ирак. Он рассказал, что поставщик обманул иракцев и продал им 125-мм БОПС с сердечником из мягкой стали (этот факт достоверно известен). Улучшенную броню тестировали именно этими снарядами, и она показала превосходную устойчивость. Вероятно, из-за таких высоких результатов иракцы переоценили эффективность нового бронекомплекта. По слухам, ближневосточные армии довольно часто допускали подобные ошибки.
Как бы то ни было, войска коалиции подбили и забрали на военные трофеи как минимум пять T-55 Enigma. Самые известные из них находятся в музеях бронетехники в Бовингтоне, Абердине и Форт-Ноксе. Еще два, вероятно, увезли во Францию и Кувейт. Танк Enigma стал одним из символов войны в Персидском заливе и больше никогда не использовался в реальных боевых действиях.
Достоверной исторической информации об эффективности брони нет, поэтому в Armored Warfare: Проект Армата мы будет придерживаться позитивной точки зрения. Enigma превзойдет обычный Т-55 защищенностью — благодаря навесной композитной броне, и обнаружением — за счет оборудования. Кроме того, танк получит увеличенные скорость перезарядки и точность. Расплатой за эти улучшения станет выросший вес машины и, следовательно, меньшая подвижность.
Надеемся, вам понравится Enigma!
До встречи на поле боя!