Бойцы!
Вторая половина сезона «Арабской ночи» подарит вам долгожданную французскую линейку прогрессионных машин. Сегодня мы с радостью представляем первый танк в этой ветке: ОБТ 3-го уровня AMX-50.
История AMX-50 началась в конце Второй мировой войны во Франции. Пятилетняя немецкая оккупация закончилась в мае 1945 года, и французская военная промышленность обнаружила: современный мир сильно отличается от мира 1940 года.
В конце 1930-х годов Франция обладала одной из самых мощных армий на континенте. Самая современная техника, такая как кавалерийский танк Somua S35, была введена в эксплуатацию как раз к моменту начала войны. Однако многие французские машины устарели, а танковые войска по большей части имели на вооружении лишь легкую технику вроде Renault R35. Конечно же, у страны оставались старые запасы времен Первой мировой войны, к примеру FT-17 — первый танк серийного производства с классической компоновкой «башня кругового вращения и моторное отделение в корме». Спустя два десятилетия после победы 1918 года многие из этих устаревших машин все еще состояли на вооружении, однако возраст уже давал о себе знать.
Самые мощные французские машины — тяжелые танки Char B1 в количестве около четырехсот, медленные, неуклюжие, похожие на бегемотов, с крайне ограниченным кругом стратегических задач. Хотя они и достигли некоторых тактических успехов (самое известное событие — подвиг Пьера Бийота в битве за Стони), но не могли сопротивляться германскому наступлению и пали жертвой ужасающего блицкрига.
Падение Франции в значительной степени лишило французских танковых конструкторов возможности следовать современным тенденциям. Они были поверхностно знакомы с танками обеих сторон конфликта. Некоторые французские проекты разрабатывались в обстановке строжайшей секретности на протяжении всей войны, однако большая их часть брала начало в 1930-х годах и основывалась на довоенных технологиях, в то время как мир не стоял на месте. В эпоху «Пантер», «Тигров II», ИС-3 и «Першингов» модернизация каких-то устаревших машин попросту не могла сработать. Французские инженеры сразу же после освобождения страны получили задачу восстановить былую ее военную славу — и обнаружили в современном мире множество неизведанных технологий.
В конце концов — стране, которая дала начало современному танку, просто не к лицу отставать от остального мира. Да и закупать оптом иностранные машины тоже.
Однако гордость — не единственная мотивирующая сила французов. Уже назревал новый конфликт. Советский Союз вышел из пекла войны закаленным. Он стал истинной сверхдержавой, игроком мирового класса, и Запад быстро понял: если уж могучая Красная Армия захватит какую-то территорию, то вряд ли получится по-быстрому ее отвоевать. Если вообще когда-либо получится. Советской мощи нужно было что-то противоставить, и Францию призвали внести свой вклад в защиту Европы.
Основную головную боль Западу доставляло качество советской брони. Появление тяжелого танка ИС-3 повлекло за собой многочисленные разработки, призванные обогнать СССР. Франция тоже втянулась в гонку вооружений. Французское видение было таково: чтобы сражаться с советскими бронированными монстрами, нужно создать собственных монстров.
Первый шаг французских инженеров — внимательно ознакомиться с технологиями страны, которая победила их раньше, то есть Германии. Немецкие тяжелые танки внушали ужас (хотя, возможно, их и переоценивали). Обладание танками этого класса было вопросом престижа и логики. В 1945 году дела обстояли именно так.
Больше всего французам нравился, конечно, новейший немецкий тяжелый танк из серии «больших кошек» — «Тигр II». Они взяли его форму корпуса и большую башню коробчатого типа, вооруженную массивной 90-мм пушкой, получив в итоге танк ARL-44.
Популярный британский историк и специалист по бронетехнике Дэвид Флетчер называет ARL-44 одним из худших танков всех времен. На то есть веские причины. Многие узлы танка были заимствованы у довоенного Char B1, например устаревшая подвеска. У французов не было достаточно мощного двигателя, который мог бы сдвинуть с места этого зверя: пришлось взять трофейный немецкий Maybach HL 295. Не вполне в духе французов, но что поделать? Это решение было наиболее практичным. Однако даже с 600-сильным двигателем этот 50-тонный танк оказался ужасно медленным.
Башня также оставляла желать лучшего. Ее грубо сваривали из плит брони, вырезанных, представьте себе, из самого настоящего военного корабля! «Донором» брони для ARL-44 служил затопленный линкор «Дюнкерк», так как во Франции еще не была налажена сталепрокатная промышленность для производства собственной брони. Все эти куски железа выглядели кошмарно дешево. На башню поставили самую мощную пушку, у которой оказался чересчур длинный ствол. На самом деле, для увеличения мобильности была предусмотрена возможность втягивать ствол внутрь при транспортировке, но это не особо помогало. К тому же, если конструкция танка предполагает складное орудие... вероятно, это не самый лучший вариант.
Но у страны появился собственный танк! Вскоре после окончания войны у французов было уже шестьдесят таких чудовищ. На армейской службе они были так же кошмарны, как и в виде проекта на чертежной доске, они никому не нравились, и армия избавилась от этих машин при первой же возможности. Их можно сравнить с легендарным танком Боба Сэмпла. «Арлекины» приняли участие в нескольких парадах, этим все и закончилось. Понятно, что требовалось что-то получше.
Французы осознавали, что любая конструкция, основанная на довоенной технологии, — это в лучшем случае временное решение. Они приступили к работе над тяжелым танком нового поколения. Конструкторское бюро AMX (Atelier de Construction d'Issy-Les-Moulineaux) запустило программу разработки машины под названием М4, снова взяв в качестве отправной точки «Тигр II». В результате появился тяжелый танк, который напоминал его уменьшенный вариант с современной подвеской и довольно мощным орудием (90-мм пушка, по характеристикам похожая на знаменитую немецкую 88-мм L/71). Французы хотели получить не совсем такую машину (им требовалась броня получше), но хорошее начало было положено. По сути, французские военные хотели разработать танк, который бы имел:
Здесь французы столкнулись с той же дилеммой, что и немцы ранее. Им требовался танк достаточно большой, чтобы на него можно было установить мощное и эффективное орудие. Мощные пушки обычно большие и тяжелые, поэтому и танк должен быть большой. Большой танк с хорошей броней, защищающей экипаж, как того требуют военные, будет тяжелым. Если его уменьшить, то проблема веса будет решена — но тогда на него невозможно поставить мощную пушку! Конечно, эти метания происходили задолго до появления многослойной брони, которая позволяет современным ОБТ удерживать вес в разумных пределах и при этом иметь прекрасный уровень защиты.
Французы знали о проблемах, с которыми столкнулись немцы при разработке тяжелых танков (надежность, транспортабельность и экономичность). Памятуя об опыте с танком ARL, они совсем не хотели идти тем же путем. Вместо этого было принято весьма разумное решение уменьшить вес за счет уменьшения размера башни. На танк установили новейшую качающуюся башню — разработку французской компании «Compagnie des forges et aciéries de la marine et d'Homécourt» (FAMH), также известной под названием «Сен-Шамон».
Эта башня довольно необычна. Она не просто «сидит» на корпусе, как другие, а соединена с остальной частью танка посредством люльки, качающейся на цапфах. Орудие при этом неподвижно в вертикальной плоскости. Для наведения на цель вся башня целиком опускается и поднимается.
Качающаяся башня дает ощутимое преимущество: она позволяет устанавливать мощную пушку на сравнительно небольшую ходовую часть, которая при другой конструкции не могла бы ее удержать. Точность вертикальной наводки повышается благодаря тому, что вместе с орудием движется вся конструкция. Наконец, если башня оборудована автоматическим механизмом заряжания (а любой иной вызвал бы большие трудности), то можно добиться крайне высокой скорострельности, ведь орудие не нужно возвращать в исходную позицию для перезарядки. Таким образом, французы получили легкую башню, на которую можно установить орудие большего калибра, а механизм заряжания обеспечивает высокую скорострельность; небольшой размер башни не позволяет врагу комфортно прицелиться. Почему же ею не пользуется весь мир?
Вы, наверное, уже догадались или знали об этом раньше. Такой подход имеет целый ряд серьезных недостатков. Начнем с того, что конструкция исключает возможность полной герметизации. Танк с такой башней уязвим для химического оружия и других угроз массового поражения. Уже одно это свойство закрыло башне путь в войска НАТО. Правда, на момент ее разработки у СССР еще не было ядерного оружия, а машины, на которые чаще всего устанавливали качающуюся башню (ЛТ AMX-13 и бронемашина Panhard EBR), были в основном предназначены для эксплуатации во французских колониях, а не в Европе.
Башня имела и ряд других крупных недостатков:
В общем, это было своеобразное решение, которое только французы смогли применить на практике. Все остальные либо не удосужились даже попробовать, либо такие проекты были закрыты еще на стадии прототипа.
Примерно тогда же, когда эта башня была принята на вооружение AMX, проект переименовали в AMX-50 (число отражало целевой вес танка — 50 тонн). Разные источники упоминают эти танки по-разному: AMX 50, AMX 50t, AMX-50A/B и т. п. Проект был разделен на четыре базовых стадии. Стоит отметить, что несмотря на заявленный вес в 50 тонн, проект изначально был обозначен как разработка среднего танка, и только на поздних стадиях машину переклассифицировали в тяжелый танк. Но 50–60 тонн — это вовсе не средний танк даже в Германии!
В 1949 году появился первый AMX-50, вооруженный автоматически заряжаемой 100-мм нарезной пушкой, которая пришла на замену 90-мм M4. Автоматический механизм заряжания имел барабанный механизм подачи на 9 снарядов (всего в боеукладке их было 60). Весил этот танк 53 тонны, и на него тоже установили немецкий двигатель HL295 на 850 л. с. (некоторые источники утверждают, что инженеры компании «Майбах» увеличили его мощность до 1000 л. с.). Массивный корпус напоминал корпусы «Пантеры» и «Королевского Тигра». Лобовая броня имела хороший наклон и толщину около 80 мм.
Любопытен тот факт, что при отсутствии нужды в заряжающем экипаж танка все равно состоял из четырех человек. Два члена экипажа, командир и наводчик располагались в башне, а механик-водитель и радист — в нижнем отделении. Торсионная подвеска легко узнаваема по характерному смещенному расположению колес. В период с 1950 по 1952 гг. были построены и испытаны два прототипа. Эту модель танка часто называют 100-мм AMX-50.
Вторая, более известная модель появилась в 1951 году. Корпус все еще напоминал танк-прототип, но толщину брони увеличили до 90 мм (эффективная толщина превышала 150 мм).
Башня также увеличилась. Теперь использовалась Т.О.А. 120 — высокая, качающаяся, вооруженная автоматической 120-мм пушкой с шестизарядным барабаном. Как и его предшественник, этот танк был оснащен модифицированным немецким двигателем Maybach HL295 на 850 л. с. (те же источники, которые говорили, что двигатель AMX-50 100 был разогнан до 1000 л. с., утверждают, что теперь он был возвращен к изначальной мощности из соображений надежности). Вес танка вырос почти до 58 тонн. Подвеску адаптировали и усилили под возросший вес: она стала похожа на некоторые немецкие конструкции более раннего времени. Новая подвеска распределяла вес танка и оптимизировала его давление на грунт, что давало улучшенную маневренность в условиях бездорожья. Для своего веса танк развивал довольно высокую скорость — 50 км/ч, хотя некоторые источники упоминают 65 км/ч.
Стоит отметить, что танк вывели и на международную арену, проведя серию испытаний на полигоне в Абердине (США). Швеция обратила внимание на модель 1951 года, что очевидно отразилось на шведских танках серий EMIL и Krv.
Наконец, в период 1955–1956 гг. появились еще две модели:
Во французских названиях отражена суть: модель 1955 года «Сюрбландэ» (дословно: «повышенная броня») получила усиленную броню. Новый AMX-50 имел совершенно иной корпус, чем другие прототипы. Конструкторы вдохновлялись танком ИС-3: его передняя часть имела форму так называемого «щучьего носа». Лобовая защита от бронебойных снарядов улучшилась за счет увеличения угла попадания. Снаряды попросту отскакивали от брони. Толщина осталась той же, но за счет формы защищенность значительно увеличилась. Эффективная толщина фронтальной брони стала эквивалентна 200 мм стали. С другой стороны, этот танк опять стал тяжелее, преодолев рубеж в 60 тонн.
Разработка 1958 года под названием «Сюрбэссэ» (дословно: «пониженный») была призвана снизить растущий вес танка. На ней стояла более легкая качающаяся башня — но более высокая, как бы иронично это ни звучало. Благодаря использованию заниженного силуэта корпуса (откуда и пошло название танка) вес удалось уменьшить до 58 тонн. Французы очень хотели добиться от своих «Майбахов» в сочетании с репликами коробки передач ZF большей мощности, они даже попросили помощи у немцев. Проект потерпел неудачу, и танк остался с двигателем HL295 на 850 л. с.
К этому времени уже стало ясно, что AMX-50 не будет ни служить Франции, ни производиться серийно. На то было несколько причин.
Во-первых, проект страдал от задержек, обычно вызванных техническими причинами, с которыми пришлось столкнуться французским инженерам. К середине 1950-х годов стало ясно, что «тяжелые танки» остались в прошлом. Единственным исключением были советские танки. Их выживание было в большей степени обусловлено политическим влиянием убежденных сторонников, нежели реальной боевой ценностью.
А к 1958 году, когда вышла окончательная модель AMX-50, мир опять изменился. Прошло тринадцать лет после знаменитого берлинского парада, на котором ИС-3 потряс мир. 1958 год стал годом запуска массового производства Т-55. За год до того появились и прошли заводские испытания два прототипа «Объекта 430», которые через несколько лет легли в основу знаменитой серии Т-64. Все эти танки стреляли современными кумулятивными снарядами, от которых не могла защитить простая сталь. Немаловажен и тот факт, что данные машины выполняли работу тяжелых, а стоили в разы меньше.
Во-вторых, большую роль сыграла, как ни странно, Корейская война. Американцы были застигнуты врасплох этим конфликтом и начали массово производить танк M47 Patton (по сути, усовершенствованная модель WW2 Pershing). Затем они обнаружили, что машина оставляет желать лучшего, и быстро переориентировались на создание танка М48, а старшую модель предложили недорого купить европейским военным. Франция отчаянно хотела наконец-то перевооружить свои танковые войска какой-нибудь легкодоступной машиной. Страна ухватилась за предложение и приняла на вооружение американский М47. Многие французские военные раскритиковали эту идею. Утверждалось, что это станет концом славной французской традиции развития бронетехники, восходящей к Первой мировой. Однако этот аргумент был легко опровергнут успехом нового легкого танка AMX-13. Разработка французской тяжелой техники с успехом продолжилась, и в итоге появился ОБТ AMX-30.
И AMX-50, и французская программа разработки тяжелых танков были преданы забвению по приказу Шарля де Голля. После своего восхождения на пост премьер-министра он лично распорядился закрыть многие французские армейские разработки, которые не давали немедленных результатов.
Сегодня сохранился только один поздний прототип AMX-50: он находится в Сомюрском танковом музее. Он пригодился французам спустя несколько лет, когда стартовала программа разработки стандартного танка. В конечном итоге, она разделилась на разработку немецкого «Леопарда 1» и французского AMX-30. Но это уже совсем другая история.
Как мы уже говорили выше, AMX-50 в Armored Warfare — это ОБТ 3-го уровня, открывающий ветку французских ОБТ специального поставщика по имени Франсин Де Ларош.
Недавняя ветка израильских танков была предназначена для новых игроков, а ветка французской техники нацелена на более опытных. Вместо хорошо защищенных и относительно не капризных машин с солидной производительностью во всех аспектах, ветка французских ОБТ будет состоять из танков, у которых за счет снижения защиты прокачаны две основные характеристики: подвижность и огневая мощь.
Это не значит, что французские ОБТ останутся совсем без защиты, но по сравнению с израильтянами они потребуют применения особых тактик и тщательно рассчитанного геймплея. Поэтому мы решили начать ветку с танка 3-го уровня. В Armored Warfare технику 1-го и 2-го уровней можно использовать на начальных этапах игры, а более продвинутая доступна позднее. Таким образом, на первых двух уровнях действуют особые правила матчмейкинга, и только потом игроки начинают сталкиваться с более опытными противниками на продвинутых машинах. Введение танка 1-го или 2-го уровня для опытных игроков противоречит нашему игровому дизайну.
Поэтому мы считаем, что AMX-50 — это оптимальный танк для открытия ветки. У него не лучшее бронирование по сравнению с остальными ОБТ. Простая наклонная плита не обеспечит лучшей защиты на этом уровне, однако даст неплохую маневренность, а барабанный автомат заряжания — залог высокой скорострельности и, следовательно, солидного урона. Машину можно вооружить пушкой калибра 100 или 120 мм.
Процесс взаимной балансировки танков еще не окончен! Мы раскроем его подробности, как только будем к этому готовы. Важно: вся вышеуказанная информация имеет статус «в разработке». Возможны изменения.
Надеемся, что вам понравится наша линейка французских ОБТ. До встречи на поле боя!