Бойцы!
В прошлой статье мы рассказывали о французской разработке — AMX-50, результаты которой привели Францию к закупкам устаревших американских M47 Patton. Лучший способ избавиться от устаревших машин — продать их своим союзникам. Так сотни танков оказались во Франции, Италии, Испании и Западной Германии.
Вопреки мрачным предсказаниям, покупка иностранной техники вовсе не стала концом французской школы танкостроения. Напротив, во второй половине 1950-х годов Франция и Западная Германия объединили свои усилия и приступили к новому совместному проекту. Результатом стало создание немецкого Leopard-1 и французского AMX-30.
Сотрудничество началось в 1956 году. Его целью было разработать замену М47. Западная Германия и Франция хотели поскорее выпустить ему на смену новый танк внутреннего производства. Проекты назывались «Штандартпанцер» или «Европа-Панцер».
Лейтенант Жак Ширак, будущий президент Франции, у танка M47 Patton II, Алжир, 1956 год.
Важно учитывать, что стальная броня, использовавшаяся тогда, не могла защитить машину от кумулятивных снарядов и управляемых ракет, которые начали появляться в середине 1950-х годов. Французская ПТУР SS.11 1956 года была способна пробить броню, эквивалентную катаной гомогенной броне толщиной 600 мм, которой в то время не обладал ни один танк. Таким образом, имело смысл защищать экипаж будущей машины только от тяжелых пулеметов и автоматических пушек. Официальные требования армии к танку были обнародованы в 1957 году:
В том же году Германия и Франция договорились о независимом создании опытных образцов на основе данных требований. Это стало началом раскола в танкостроении между двумя странами. В 1958 году к программе официально присоединилась Италия. У нее не было конструкторских бюро, способных построить собственную модель, поэтому итальянская разработка не принесла значимого результата. Однако, по слухам, существуют засекреченные чертежи проекта. После Второй мировой войны Италии было запрещено проектировать танки, поэтому любой подобный проект должен был оставаться в строгом секрете. Запрет был снят лишь в начале 1970-х годов (предположительно в 1973 г.). Можно с уверенностью утверждать, что любые итальянские танки, которые якобы были разработаны до 1973 года и лишь недавно «раскрыты» — это фальсификация.
Целых две немецких команды вели серьезную работу над будущим «Леопардом». Во Франции же только одна компания была способна справиться с таким крупным проектом — Atelier de Construction d'Issy-les-Moulineaux, также известная под аббревиатурой AMX. Руководителем проекта изначально был назначен директор AMX, генерал Жозеф Молинье — опытный танковый конструктор и старый сотрудник компании.
В период с 1960 по 1961 AMX построила два прототипа в соответствии с требованиями 1957 года. В них совершенно явственно чувствовалось влияние советского Т-54, особенно при разработке башни. Многочисленные недостатки качающейся башни делали ее совершенно непригодной для основного боевого танка, хотя она и была с успехом использована на AMX-13. Вместо качающейся на новый танк установили обычную литую башню почти идеально круглой формы (особенно сзади) с большой орудийной маской.
Броня башни была довольно тонкой. Несмотря на хороший наклон лобовой части, экипаж надежно защищался лишь от 20-мм снарядов. С другой стороны, благодаря этим решениям танк получился довольно легким: его вес составлял около 32,5 тонн. Прототипы были оснащены бензиновым 12-цилиндровым двигателем Sofam 12 GS мощностью 720 л. с., который обеспечивал лучшую удельную мощность, чем у серии Patton — 22 л. с./т, а также позволял развивать максимальную скорость в 65 км/ч.
Двигатель, однако, вызвал некоторые разногласия. И американцы, и немцы переходили на новые дизельные, или, в случае Германии, многотопливные двигатели, стремясь увеличить запас хода своих танков. Так, например, переведя M60 с двигателей старой серии AV-1790 на дизели AVDS-1790, американцы добились увеличения экономии топлива на 60%.
Французы еще долго использовали бензиновые двигатели, потому что в мирное время бензин легче было достать, и танки могли работать на «гражданском» топливе — но преимущество дизелей нельзя отрицать. К сожалению, в распоряжении французов не было подходящего дизельного двигателя, поэтому заказ на его разработку поступил французскому подразделению компании La Hispano-Suiza.
Другим крайне интересным аспектом была огневая мощь. Требования 1957 года предполагали использование 105-мм орудия. Это часто приводит к неверному выводу, что французы планировали адаптировать британскую L7, как это сделали немцы. На самом деле, у французов была собственная 105-мм нарезная пушка CN-105 F1 L/56, разработанная тогда же компанией Atelier de construction de Bourges. Позже фирма была переименована в EFAB, в 1990 году стала частью группы GIAT и, наконец, в 2007 году присоединилась к компании Nexter: именно поэтому французскую пушку иногда называют GIAT CN-105. Пушка очень любопытно выглядит: у нее нет традиционного эжектора (характерный выступ на стволе), так как использована другая система удаления газа — воздушная продувка.
Особый интерес вызывали боеприпасы. Французы изучили новейшие разработки в области кинетических и кумулятивных боеприпасов и решили сделать гибрид — кумулятивный снаряд с высокой дульной скоростью, который давал высокую точность стрельбы на больших расстояниях. В конце концов, кумулятивные снаряды были очень эффективны против танков с гомогенной броней. Но тут появлялась проблема: нарезной ствол орудия придавал снаряду вращение, которое необходимо для стабилизации кинетического снаряда. К сожалению, вращение отрицательно сказывается на снаряде с кумулятивной боевой частью: при вращении кумулятивная струя, используемая для пробития брони, подвергается действию центробежной силы и рассеивается.
Французы придумали довольно умный выход: они разделили корпус на два слоя и посадили один на другой при помощи шариковых подшипников. Внешняя оболочка снаряда стабилизируется стандартным вращением, приданным нарезной пушкой, а внутренняя часть с боеголовкой остается относительно неподвижной. Это обеспечивает эффективную работу всего снаряда. Снаряд получил название Obus G (или OCC 105 F1). Это был настоящий успех! Дульная скорость снаряда оказалась довольно высока: 1000 м/с. Он обеспечивал пробитие 400 мм стали, а эффективная дальность выстрела составляла 3000 метров. Такие снаряды могли комплектоваться стандартной осколочно-фугасной боевой частью, а также дымовым или холостым зарядом.
Итак, французы разработали обтекаемый, приземистый танк в довольно скромной броне — который, однако, показывал те мобильность и огневую мощь, что требовались армии. Еще семь прототипов были построены и испытаны совместно с Leopard 1 в период с 1962 по 1963 гг.
Эти испытания прошли для французов не лучшим образом. Несмотря на то, что немецкий танк оказался на шесть тонн тяжелее, он выигрывал по всем остальным показателям. Следует учитывать, что французы и немцы работали над проектом машины, которая должна была стать основным танком для всей европейской части НАТО. По крайней мере, так думали немцы.
Французы, конечно, совершенно не стремились ставить свои бронетанковые войска в зависимость от Западной Германии. Теперь, когда появилась собственная машина, они решили, что совместный проект изжил себя. Французский бюджет, выделенный на проект, каким-то образом «перераспределился», так что производство не могло быть начато так рано, как того хотела Германия. Эффект последовал незамедлительно. Страны окончательно прекратили сотрудничество по этому проекту в 1963 году, и французы продолжили свое собственное начинание.
Тем временем появилось еще два прототипа с модифицированными башнями и мантиями. Их отправили на испытания во французскую армию, после чего танк запустили в серийное производство под названием AMX-30B (а опытные образцы переименовали в AMX-30A).
AMX-30B первого массового образца весил 36 тонн и имел экипаж из четырех человек: механик-водитель, наводчик, заряжающий и командир. Среди средних танков того времени (или, если угодно, ОБТ первого поколения) он был, безусловно, самым легким таким танком в распоряжении НАТО: вес оказался сопоставим с весом советских Т-54 и Т-55. Очень легкая броня состояла из стальных листов, как у прототипа, и защищала экипаж только от 20-мм снарядов. Броня на башне была всего 50 мм толщиной. Фронтальная броня имела хороший угол наклона, чтобы как можно больше вражеских снарядов могли срикошетить от нее. На машину установили две системы запуска дымовых гранат и систему защиты от оружия массового поражения.
Башня T.105 была сконструирована на базе ранних разработок прототипа AMX-30, но форму изменили, особенно в кормовой части и вокруг маски. 105-мм пушка могла подниматься до 20 градусов и опускаться до -8 градусов. Это были превосходные значения, если учесть, что конструкторы (вдохновляясь советским Т-54) создали низкую башню. Пушка заряжалась вручную. В боеукладке было 47 снарядов. Помимо пушки, танк вооружили спаренным пулеметом калибра 12,7 мм, а позже заменили его на 20-мм автоматическую пушку CN 20 F2, которая поднималась еще на 20 градусов и была очень эффективна против незащищенных или низколетящих целей. На переднюю часть башни установили хорошо узнаваемый прожектор, который мог работать и в обычном, и в инфракрасном режиме.
Танк сохранил превосходную маневренность своего прототипа. Двигатель заменили на дизельный Hispano-Suiza HS 110 мощностью 680 л. с. и добавили механическую коробку передач 5SD-200D. Теперь машина могла развивать скорость до 65 км/ч. Стоит отметить, что двигатель установлен в компактной конфигурации «пауэр-пэк», благодаря чему весь блок можно заменить за 45 минут.
Несмотря на то, что танк был принят на вооружение в 1963, в массовое производство он поступил только в 1966 году. За тридцать лет Франция построила более 3500 AMX-30, из них приняв на собственное вооружение 1355 машин, которые прослужили вплоть до 2011 года.
Естественно, танк не мог все сорок лет оставаться в своем первозданном виде. В начале 1970-х годов он получил новую систему стабилизации, а в 1979 году была проведена крупная модернизация, в результате которой появился танк AMX-30B2.
Основные отличия AMX-30B2:
Оригинальную СУО с дальномером двойного изображения модернизировали до полностью компьютеризированной модели COTAC (или AMX-M581) с лазерным дальномером и тепловизором CASTOR, что значительно повысило его боевую мощь. Укрепили бронирование мантии орудия, а башню переименовали в T.105MI.
Старый 680-сильный двигатель Hispano-Suiza заменили на более надежную модель HS-110-2. Различные относительно авторитетные источники указывают разную мощность нового двигателя — это либо 680, либо 720 л. с. В руководстве по эксплуатации AMX-30B2 указана мощность 680 л. с., и мы будем придерживаться этого значения. Двигатель работал в паре с новой полуавтоматической коробкой передач SESM ENC200, компенсируя увеличение веса танка до 37 тонн. Подвеска и амортизаторы также получили усиление. К более мелким модернизациям относится установка обновленной системы защиты от оружия массового поражения.
И наконец, в 1981 году танк получил БОПС с вольфрамовым поражающим элементом для стрельбы с высокой начальной скоростью. Эти снаряды способны пробивать 150-мм броню под наклоном 30 градусов с расстояния до 5 км. С 1981 года было построено 166 AMX-30B2, и еще 493 AMX-30B были модернизированы до стандарта AMX-30B2.
AMX-30B2 был главным французским ОБТ вплоть до момента появления Леклерка. Совместно с колесными машинами огневой поддержки AMX-10 RC он с успехом участвовал в операции «Даге» во время войны в Персидском заливе. Их пребывание в Ираке было успешным, хотя и не богатым на события. Многочисленность французов деморализовала иракские войска одним своим видом, без каких-либо значительных потерь.
После войны в Персидском заливе во французские танковые подразделения на замену AMX-30B стали поступать первые танки «Леклерк». Однако после распада Советского Союза во Франции произошло то же самое, что и во всем мире: с исчезновением самой большой угрозы НАТО сократился и бюджет на военные расходы, включая танкостроение. Таким образом, для полной замены AMX-30B потребовалось бы довольно много времени. Поэтому он остался на вооружении — но требовалось повысить боевую мощь.
Самым очевидным слабым местом танка была его броня. Такой вариант вполне устраивал армию в 1960-х, но в 1990-е годы стал серьезным недостатком. Во время операции «Даге» французские AMX-30B избегали встречи с иракскими Т-72, так как считалось, что французы для них уязвимы. Всеобщее распространение ПТУР и РПГ также поставило AMX-30B под угрозу.
Частичное решение этой проблемы появилось в конце 1990 года, когда GIAT разработал для него комплект динамической защиты Brenus. Комплект состоял из 112 небольших модулей BS G2, добавлял танку 2 тонны веса и обеспечивал защиту от кумулятивных снарядов, эквивалентную 400 мм стали под углом 60 градусов. Он также выдерживал огонь из легких автоматический пушек калибром до 20 мм. Несколько AMX-30B2, состоящих на вооружении у французских подразделений быстрого реагирования (то есть те, которые с наибольшей вероятностью первыми попадут в боевые действия) оборудовали полным комплектом. Еще два батальона AMX-30B2 получили крепежи для установки комплектов ДЗ на случай возникновения необходимости. Эта вариация ОБТ AMX-30B2 известна как AMX-30B2 Brenus.
В ходе последней модернизации AMX-30B2 в 1998 году устаревшие двигатели, которые за много лет эксплуатации стали попросту ненадежны, заменили на американские дизельные Mack E9 мощностью 750 л. с. Коробку передач AMX-30B2 сохранили. В таком виде танк верой и правдой служил до окончания своей военной карьеры в 2011 году. Достоин внимания тот факт, что AMX-30B успешно экспортировался в другие страны, и история экспортных моделей также крайне интересна — но это тема для отдельной статьи. Вместо этого давайте посмотрим на AMX-30B в Armored Warfare.
Мы введем в игру два танка AMX-30B 4-го уровня. Базовая модель AMX-30B2 — премиумный ОБТ 4-го уровня, который можно приобрести за золото. Модель AMX-30B2 Brenus — прогрессионный ОБТ 4-го уровня. По геймплею оба окажутся очень похожи друг на друга, но будут иметь одно отличие: у прогрессионной машины появится не вполне стандартная для танка 4-го уровня возможность установить комплекс ДЗ.
Прежде чем двинуться дальше, давайте на минутку обратимся к французскому поставщику Франсин Де Ларош и анонсируем особенность компоновки ее каталога. Франсин Де Ларош не только даст возможность выбрать несколько машин разных уровней, но и разрешит настраивать ваши машины в соответствии со стилем игры при помощи модулей и различных орудийных систем.
Именно таким образом обстоит дело с танком AMX-30B2 Brenus и его премиальным собратом. В базовой комплектации они, как и Leopard 1, станут одними из самых легких и маневренных в своем классе. Высокая огневая мощь сбалансирована относительно слабой защищенностью.
Отличать AMX-30B2 от остальных машин будут некоторые особенности.
Кроме того, у этих танков будет доступ к специальным модулям, которые позволяют изменять их свойства, подстраиваясь под стиль игры.
Эти опции будут доступны обеим моделям AMX-30B2. Единственное различие между ними — комплекс динамической защиты Brenus для прогрессионного танка.
И еще один важный момент: ОБТ 4-го уровня OF-40, удаленный ранее из ветки Leopard, вновь появится в ветке Франсин Де Ларош как альтернативный ОБТ 4-го уровня. И окажется в ней не единственным итальянским танком…
Важно: вся вышеуказанная информация имеет статус «в разработке». Возможны изменения.
Оставайтесь с нами и до встречи на поле боя!