Бойцы!
Сегодня мы наконец добрались до самого ожидаемого ОБТ новой ветки, а точнее — до его прототипа. Речь, конечно же, о культовом французском Char Leclerc.
Несмотря на то, что Leclerc по-прежнему является одним из самых современных танков, его историю можно проследить до того времени, когда первые AMX-30 только сошли с конвейера в 1960-х годах. AMX-30 был совершенно обычным танком, и хотя французы оставались вполне довольны им, они также знали о высоком качестве советских ОБТ.
Доклады разведки НАТО рисовали очень мрачную для французов картину: выходило, что они заметно уступали Советскому Союзу, даже учитывая возможную помощь Соединенных Штатов и ФРГ. Французы обдумали этот вопрос и предложили концепцию EPC.
EPC расшифровывается как Engin Principal de Combat — «основная боевая машина». Это программа по разработке машины (сначала не обязательно танка), которая была бы очень дорогой, но при этом оснащалась передовыми технологиями, позволяющими одной единице техники уничтожить значительное количество вражеской. Франция была не единственной страной НАТО, которая к этому пришла — так появилась и программа MBT-70/KPz-70. Но там, где другие государства потерпели неудачу и в конечном итоге обратились к более доступному решению, французы продолжали работу.
Как видите, с самого начала цель программы была довольно размытой, а различные дискуссии о нескольких боевых платформах заняли более десяти лет. Например, в какой-то момент высокотехнологичный вертолет предпочитали танку, но из-за действительно огромных затрат, сопутствующих любым авиационным проектам, французы решили построить танк, который смог бы потягаться с советскими. И это случилось как раз вовремя — во второй половине 1970-х годов AMX-30 уже сильно отстал от новейших разработок конкурентов.
Как было принято в то время, французы сперва запустили совместный проект с ФРГ. Немцы уже далеко продвинулись в разработке своих танков Leopard 2 и предложили французам совместно разработать для него лишь некоторые компоненты, в том числе башню. Получалось, что французам пришлось бы использовать немецкий танк, построенный в Германии. Не нужно быть гуру политики, чтобы понять, как прошло обсуждение.
Во время одной из таких проб компания AMX получила доступ к чертежам Leopard 2. Особенно французы оценили разнесенное бронирование, не уступающее по эффективности композитному.
Эти разработки нашли применение в программе EPC. Были созданы два танка:
Обе эти машины были ориентированы на экспорт. Сами французы модернизировали свои танки AMX-30B до стандарта AMX-30B2. AMX-40 был прорывом по сравнению с AMX-30B: он получил множество новых агрегатов, в том числе французскую 120-мм гладкоствольную пушку, соответствующую стандартам НАТО. К сожалению, данная модель не смогла привлечь внимания покупателей и осталась только на стадии прототипа. Реальная ценность этих разработок заключалась в том, что они позволили инженерам AMX протестировать множество решений и элементов, которые в конечном итоге были реализованы в Leclerc.
1980-е стали временем стремительного развития. В первой половине десятилетия французы разработали совершенно новую башню под названием TSC. Что отличало ее от других разработок НАТО, так это наличие автомата заряжания и связанное с ним сокращение экипажа с трех до двух человек — заряжающий был больше не нужен. В отличие от немцев, французы сочли автоматическое заряжание более выгодным по сравнению с ручным. Причинами стали нехватка человеческих ресурсов, общие габариты и вес автомата заряжания, снарядов и мощной 120-мм пушки, которой должен был быть вооружен будущий танк.
В 1986 году программа EPC была названа Leclerc — в честь генерала Филиппа Леклерка, известного полководца французского Сопротивления времен Второй мировой войны, который умер в 1947 году.
Первый настоящий прототип Leclerc — MSC (Mulet Systéme Complet или «полная тестовая система»). Он сильно отличался от того, что позже стало серийным ОБТ Leclerc, и (как следует из названия) служил тестовым образцом для некоторых технологий нового танка, особенно для автомата заряжания. Машина, которую мы увидим в Armored Warfare, основана на этом прототипе.
Танк весил 52,7 тонны, экипаж состоял из трех человек. Броня была комбинированной — из стали и алюминия, уровень защиты примерно соответствовал ранней немецкой модели Leopard 2. Передние пары катков дополнительно защищались модульными бортовыми экранами. Согласно информации из старых источников, эти экраны также были комбинированными. На машину устанавливались мортиры для дымовых гранат GALIX.
Танк был вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой GIAT CN 120-26 L/52 с системой загрузки боеприпасов Крезо-Луара, что обеспечивало скорострельность в 10 выстрелов в минуту (возможно кратковременное повышение до 12 выстрелов в минуту). Боекомплект танка составлял 40 выстрелов, 24 из которых располагались в автомате заряжания. Орудие полностью было стабилизировано и оснащено системой учета изгиба ствола, а также теплозащитным кожухом. Угол подъема — 15 градусов, угол склонения — 8 градусов.
Танк использовал целый ряд французских боеприпасов:
Машина использовала революционные на тот момент технологии, включая лазерный дальномер, панорамный командирский прицел, инфракрасный прибор ночного видения и электронную систему управления огнем. Более поздние модели также оснащались предшественником современных боевых информационных систем.
Танк обладал дизельным двигателем UNIDIESEL V8X 1500 16.47, который развивал максимальную мощность в 1500 лошадиных сил. Двигатель разрабатывался компанией Wärtsilä, и почти такой же устанавливался на серийные «Леклерки» — единственным отличием был другой нагнетатель. Трансмиссия SOMA Minerva ESM 500 позволяла развивать максимальную скорость в 70 км/ч (50 км/ч по бездорожью). Подвеска машины — торсионная.
Помимо тяжелого вооружения, Leclerc отличался от других западных танков значительно меньшими габаритами, меньшим весом и (благодаря мощному двигателю) большей скоростью.
С 1986 по 1989 год вариации этой модели проходили ряд испытаний, что в итоге привело к появлению первых настоящих «Леклерков», оснащенных еще более современной электроникой. Можно сказать, именно эти технологии отличают «Леклерки» от всех прочих ОБТ. Даже на этапе прототипа модель отличалась высокой степенью компьютеризации, что позволяло экипажу не только отслеживать все возможные изменения окружения в реальном времени, но и пользоваться одной из первых боевых информационно-управляющих систем.
Первые три прототипа, построенные в 1989 году, получили прозвища Arés, Bayard и Carnot. Через год появились еще три машины: Duroc, Estienne и Foch. Все эти имена так или иначе связаны с войной или кавалерией (к примеру, Баярд был легендарным рыцарем). После ряда тестов эти прототипы (особенно Bayard) претерпели существенные изменения. Танки преподносились обществу как будущее французской армии. Предполагалось их серийное производство — для замены AMX-30B требовалось не менее 1400 таких машин. Все шло по плану ровно до распада Советского Союза. Но это уже совсем другая история...
В Armored Warfare Leclerc Prototype станет ОБТ 7-го уровня. Как и его предшественники, танк отличается высокой скоростью и возможностью улучшения брони модульной «юбкой». Машина оснащена мощным 120-мм орудием, а также способна помечать вражескую бронетехнику на поле боя.
Раз в несколько минут танк может пометить всех врагов в радиусе ста метров. Помеченные цели получают дополнительный урон (аналогично классовой способности ББМ). Таким образом, танк идеально подходит для ведения наступления или боя с большими группами противников. Одной такой машины, подобравшейся к скоплению вражеской техники (или к группе, «удачно облюбовавшей кусты», к примеру) будет вполне достаточно, чтобы значительно увеличить командный урон и переломить ход битвы.
Мы надеемся, что вам понравится эта машина! До встречи на поле боя!