Машины в холодную пору года

24.12.2021

Бойцы!

Давно у нас не было статей о реальной жизни. Давайте поговорим о машинах в холодную погоду.

Танк Abrams во время зимних учений, Хоэнфельс, Германия, январь 2018 г.

По сути, в эксплуатации бронетранспорта и любых других машин в холодную погоду нет принципиальных различий. При низких температурах необходимо отрегулировать количество смазочных жидкостей, прогреть двигатели, смазать их детали. Боеприпасы нужно хранить в тепле, сами машины закрыть, чтобы лед не попал внутрь, а внешние модули, уязвимые к морозу, защитить пластиковыми или брезентовыми листами.

На подвижность техники зима влияет больше, чем вы можете себе представить. На обледенелой поверхности стальные гусеницы скользят, управлять машиной тяжелее, что иногда приводит к впечатляющим маневрам — дрифту. Справиться с этим помогают грунтозацепы — выступы для гусениц, увеличивающие сцепление с дорогой. То же самое и с мягкими поверхностями, такими как снежные насыпи или песок. Для гусеничных машин потеря сцепления с дорогой создает серьезные проблемы, которых трудно избежать. Колесные машины, как правило, можно снабдить цепями противоскольжения, тогда как танки полагаются только на свои гусеницы. В любом случае вождение зимой (особенно в труднодоступных местах или в горах) должно выполняться только опытными экипажами, прошедшими специальную подготовку.

Заправка танка Abrams, Хоэнфельс, Германия, январь 2018 г.

Вообще говоря, способность преодолевать труднопроходимую местность значительно улучшилась со времен Второй мировой войны. Если советские танки зимой 1941 года имели явное преимущество перед немецкими благодаря широким гусеницам, то сегодня ходовые качества всех ОБТ более или менее сопоставимы, впрочем, как и  сама конструкция ОБТ в целом.

Чтобы пересекать замерзшие водоемы на бронетранспорте, нужно учитывать толщину льда. Она должна быть не менее 40 см (16 дюймов) для 16-тонной машины, причем для каждой дополнительной тонны требуется дополнительный дюйм (2,54 см). Другими словами, для перехода через замерзшую реку на 65-тонном Abrams оптимальная толщина льда — более полутора метров. Это касается температуры −10 градусов Цельсия и ниже. Если температура выше, необходимы дополнительные 25% толщины льда.

Учения на льду, Норвегия, февраль 2016 г.

Влажность зимой также может представлять опасность: металлические объекты, такие как корпуса танков, становятся невероятно скользкими. Чтобы предотвратить это, части корпусов современных танков покрывают противоскользящими материалами.

А еще есть холод. Вышеупомянутая надлежащая смазка частей двигателя помогает машине работать и в холод, однако танк может столкнуться с такой проблемой, как замерзание двигателя в целом, что затрудняет запуск без посторонней помощи. Как правило, при отрицательных температурах двигатели бронированных машин следует запускать каждые 2 или 3 часа, чтобы предотвратить замерзание. Сам двигатель нужно прогревать не менее чем за 10 минут до начала движения. При температуре −30 градусов Цельсия или ниже двигатель должен работать непрерывно.

Т-80БВ, Владивосток, 2020 г.

Однако есть способы обходить правила, описанные выше. Раньше экипажи фактически поджигали двигатель танка, чтобы разморозить его. Сегодня российские арктические подразделения используют ОБТ Т-80. Это своего рода суперкары танкового мира — мощные, но чрезвычайно дорогие.

У них есть одно огромное преимущество перед аналогами серий Т-72 и Т-90 — Т-80 оснащены газовой турбиной, а не стандартным дизельным двигателем. Газовые турбины легко запускаются при температурах до −40 градусов по Цельсию. Такие машины просто идеально подходят для минусовых температур. Известно, что в Швеции испытали пару из них в 1993 году и серьезно рассматривали Т-80 как вариант для покупки.

Т-80БВМ, сентябрь 2017 г.

В настоящее время российские подразделения в Арктике оснащаются модернизированным вариантом ОБТ Т-80Б — Т-80БВМ. К концу 2019 года примерно 200 из них, согласно польским источникам, находились на вооружении, а вместе с ними еще около 500 старых вариантов Т-80 — в основном Т-80У и Т-80БВ. Однако основу российских танковых войск составляют модели с дизельным двигателем — Т-72Б3 (примерно 1000 в строю) и серия Т-90, в том числе передовой Т-90М. Стоит отметить, что страны НАТО полагаются лишь на особые процедуры зимнего обслуживания стандартного оборудования, при этом не имея специализированного оборудования для холодов.

Помимо самих погодных условий, танкам приходится опасаться засад и войск противника. Раньше определить засады и войска противника было сложнее — визуально человеку очень легко спрятаться среди снежных сугробов и деревьев, которые естественным образом искажают силуэты. Всего лишь нужно было одеться в белое. Однако с появлением тепловизоров ситуация изменилась — теперь с их помощью несложно обнаружить людей, так как они выделяются в ИК-спектре. То же самое и с военной техникой — работающую машину очень сложно скрыть, тем более что упомянутые турбины выделяют много тепла. В очень холодную погоду звук слышен издалека, что тоже необходимо учитывать, когда речь идет о громких бронированных машинах.

Зимний камуфляж MERDC

Таким образом, устроить засаду намного сложнее. С машинами можно бороться зимой либо на расстоянии с помощью ПТУР, либо пассивно, оставляя позади различные ловушки (как пример: создание ямы и прикрытие ее несколькими ветками и большим количеством снега). Иногда это действительно может сработать. Обычно мины выходят из строя при очень низких температурах.

Зимний камуфляж НАТО

На стрельбу из орудия зима также может повлиять. Например, в глубоком снегу фугасные снаряды обычно на 40% менее эффективны.

Но зимой не все так сложно. Подобрать камуфляж проще, когда весь мир становится белым. Все, что вам нужно сделать, это покрасить свою машину в белый цвет. Конечно, есть более детальные подходы. Например, в более старых камуфляжных образцах MERDC использовалась система из четырех цветов, которую можно было настроить для зимних лесов или зимних равнин. Однако это посчитали слишком сложным. В современной схеме НАТО 1986 года (которая используется практически повсюду) есть три цвета — зеленый, коричневый и черный. Зимой черные пятна можно закрасить чем-нибудь белым (например, известью), чтобы получить зимний вариант.

Китайский Type 99 во время горных учений

В Китае действительно есть специальные зимние камуфляжи (обычно цифровые), в то время как Россия использует свой трехцветный камуфляж для всех сред. Подразделения в Арктике задействуют белый цвет, чтобы замаскировать свои машины. У скандинавских стран — свой набор камуфляжей, как и у Японии.

Зимняя война тесно связана со сражениями в горах, где есть свои трудности. Стандартные ОБТ обычно не подходят для горных местностей. Дороги там, как правило, узкие и неровные, и 50-тонный ОБТ принесет больше вреда, чем пользы. Бронетанковые части, медленно движущиеся через овраги, также очень уязвимы для засад.

Легкий плавающий танк «Спрут-СДМ1»

Кроме того, разреженный воздух на больших высотах значительно снижает мощность стандартных двигателей (до 20–25%). Во время продолжительных операций их необходимо модифицировать для того, чтобы увеличить воздухозаборник двигателя, а это не так просто. Как итог, бронетехники, подходящей для подобных условий, очень мало. С точки зрения логистики бронетехника в горах потребляет значительно больше топлива (в среднем от 30 до 40%).

Эксплуатация машин на больших высотах — это очень узкая военная ниша, но актуальная. В настоящее время есть две горячие точки, где могут происходить подобные крупномасштабные боевые действия. Обе находятся в Индии — в регионе Кашмир, где сталкиваются интересы Индии и Пакистана, и в регионе Ладакх, где Индия не в ладах с Китаем.

Отношения Индии и Китая напряженные, а за последний год ситуация только обострилась. Это древний конфликт из-за границ: китайско-индийский спор существует уже более 100 лет, и обе стороны претендуют на территорию. Чтобы обеспечивать огневую поддержку на больших высотах, Китай разработал свой совершенно новый ЛТ Type 15. Он должен дать китайским войскам преимущество на этом театре военных действий благодаря значительной огневой мощи. Индия, в свою очередь, вынуждена полагаться на свои машины Т-72 и Т-90, произведенные по лицензии. Однако в настоящее время Индия находится в поисках машин для того, чтобы противостоять угрозе китайских легких танков.

Надеемся, страны смогут найти общий язык без применения орудий.

До встречи на поле боя!


Мы Вконтакте

Перейти в группу