Бойцы!
Сегодня мы хотели бы рассказать вам о последней призовой машине Боевого пути «Восход дракона» — китайской премиумной ББМ ZBD-04A.
ZBD-04A является модификацией оригинальной ZBD-04. Если вы знакомы с предыдущими статьями о китайской технике, то уже знаете, что означает название — бронированная (Z), боевая машина пехоты (B), гусеничная (D) и принята на вооружение в 2004 году. Буква А означает, что это первая служебная модернизация указанной машины.
ZBD-04 — основная гусеничная боевая машина пехоты Китайской Народной Республики. Она была разработана в середине 1990-х годов в качестве замены устаревшего ZBD-86, который был прямой копией советской БМП-1 без существенных улучшений. В 90-х, во время распродаж, когда практически все передовые советские технологии были доступны на открытом рынке в результате сокращения численности и бюджета российских вооруженных сил, Китай приобрел технологию БМП-3, и с этого момента все пошло своим чередом.
ZBD-04 не является копией БМП-3, однако при ее создании эта технология имела сильное влияние. Именно поэтому данная машина имеет ту же систему вооружения — 100-мм нарезную пушку низкого давления 2А70 в паре с длинноствольной 30-мм автопушкой 2А72 (на китайской службе обозначаемой ZPT-99). Башня, однако, не похожа на башню БМП-3 с модулем «Бахча-У». Она сварная и, предположительно, разработана совместно с Россией.
Корпус выполнен из тонких сварных пластин из стали и алюминиевого сплава с сильно выступающей передней частью, что позволяет машине плавать. Однако, в отличие от БМП-3, идея заключалась не в том, чтобы пересекать реки и озера, а в том, чтобы десантировать эти машины с кораблей во время операций на островах. ZBD-04 также оснащена водометами.
Машина имеет экипаж из трех человек и перевозит 7 военнослужащих. Она весит около 20 тонн и оснащена дизельным двигателем мощностью 600 л. с., позволяющим ей двигаться со скоростью 65 км/ч на суше и 20 км/ч на воде.
Несмотря на свое обозначение, ранние прототипы (под названием ZBD-97) действительно использовались уже в 1997 году. Однако, согласно китайским источникам, разработка машины велась только с 1997 по 1999 год, а последующие четыре года были потрачены на устранение проблем, которые неизбежно возникают в каждом новом проекте. В 2003 году машина официально успешно прошла государственные испытания, начав службу под названием ZBD-04. Впервые она была представлена широкой публике в 2007 году во время специальной выставки, посвященной 80-летию основания Военного музея Китайской народной революции. К тому времени производство было в самом разгаре.
При всей своей прочности, ZBD-04 (серийно выпускаемая с 2003 года) имела ряд недостатков, главным из которых была слабая защита, которая уже не соответствовала требованиям современных сражений. Именно поэтому в 2011 году производство перешло на модифицированную и улучшенную модель, получившую обозначение ZBD-04A.
Проще говоря, ZBD-04A пожертвовала способностью вести бой в открытом море (избавившись от водометов) ради дополнительной защиты. На нее можно установить композитную броню, которая позволяет ей выдерживать огонь 30-мм автопушек в лоб и 14,5-мм пулеметов с бортов, при этом оставив ее машиной-амфибией. ZBD-04A может использовать свои гусеницы для преодоления рек и озер через броды.
Башня также была усовершенствована за счет добавления корзин для укладки грузов и лазерной системы предупреждения. Система управления огнем также подверглась модернизации и машина получила способность «охотник-убийца» (благодаря независимой стабилизированной оптике командира), а также новый тепловизор. Наводчик также получил новый комплект оптики, аналогичный используемому на легком танке ZTQ-15.
В результате масса машины увеличилась с 20 до примерно 24–26 тонн. Чтобы компенсировать это, китайская копия российского дизеля 6V150 была доработана с 600 л. с. до 670 л. с., что позволило увеличить скорость машины (максимальная скорость возросла с 65 км/ч до 75 км/ч).
Производство этой машины продолжается. В период с 2003 года по сегодняшний день было построено около 2400 машин серии ZBD-04, включая:
Это современная машина, которая, как ожидается, прослужит еще много лет. Существуют и экспортные модели, но они пока не нашли покупателя. ZBD-04 и БМП ZBD-04A также не видели боев, хотя они участвовали в многочисленных учениях.
В Armored Warfare ZBD-04A будет премиумной боевой бронированной машиной 7-го уровня.
Как и БМП-3, ZBD-04A будет представлять собой машину среднего веса с достойной лобовой броней, способной выдержать огонь 30-мм автопушки. К сожалению, машина не будет нести ни ДЗ, ни композитную броню, ни КАЗ.
С другой стороны, она будет быстрой (75 км/ч) и относительно маневренной, и, что самое главное, помимо десанта, который она будет перевозить, также сможет показать значительную огневую мощь с помощью 30-мм и 100-мм орудий. Оба будут обладать теми же свойствами, что и система вооружения БМП-3/3М.
И последнее, но не менее важное — ББМ будет иметь 30% коэффициент маскировки, дальность обзора в 460 м в движении и 495 м в неподвижном состоянии.
Как и VN17, ZBD-04A будет достаточно универсальной машиной. Ее маневренность и огневая мощь сделают данную ББМ комфортной даже для новичков. Мы надеемся, что вам понравится.
До встречи на поле боя!