Engesa (Engenheiros Especializados S/A) — это пример того, как даже крупная и известная компания может полностью исчезнуть с рынка за очень короткое время. В период своего расцвета компания была одним из крупнейших производителей военной техники в мире, но за «золотыми временами» последовал кризис и банкротство, от которого компания так и не смогла оправиться. Итак, что же произошло на самом деле?
Компания была основана в 1963 году, и ее основными задачами были ремонт и модернизация бразильской техники и грузовиков. Одной из модернизаций, которой она прославилась, была переделка обычных грузовиков 6x4 и 6x2 в 6x6, чтобы повысить их мобильность на пересеченной местности.
В 1970 году компания начала собственную разработку семейства шестиколесных бронированных машин, одной из которых был БТР EE-11 Urutu, способный перевозить двух членов экипажа (водителя и командира) и 12 солдат (или груз — сиденья легко складывались). Машина оснащалась двигателем 6V-53T Detroit Diesel и была фактически амфибией. По сути, она была защищена только от огня стрелкового оружия и небольших осколков фугасных снарядов, но для своей роли и весовой категории это было вполне адекватно. В целом, это была очень удачная конструкция, имевшая множество модификаций (с различными видами вооружения, от простого пулемета 50-го калибра до 20-мм и 25-мм автоматических пушек, была даже версия с 90-мм орудием огневой поддержки). Она производилась с 1974 по 1987 год и использовалась не только в бразильской армии (было заказано около 700 машин, которые до сих пор находятся на вооружении), но и широко экспортировалась, в основном в другие страны Южной Америки и в Африку, где участвовала в нескольких конфликтах.
Другим успешным продуктом Engesa была EE-9 Cascavel (Rattlesnake). Хотя Cascavel была тесно связана с Urutu, и обе машины имели много общих компонентов, это был не БТР, а мобильная колесная машина огневой поддержки. Весь регион (особенно Бразилия) известен своим творческим использованием устаревших технологий. Неудивительно, что к моменту появления Cascavel бразильцы все еще использовали старинные американские машины M8 Greyhound времен Второй мировой войны, которые они получили, когда бразильские силы воевали в Италии вместе с американцами. Cascavel должна была заменить эти устаревшие машины. В отличие от Urutu, Cascavel имела несколько более толстую броню (16 мм стальной брони по сравнению с 12 мм у Urutu), но даже с таким усилением она вряд ли могла сравниться с чем-либо более тяжелым. Однако Cascavel не полагалась на свою броню — основными характеристиками машины были скорость и огневая мощь. Оригинальные Cascavel (Mk.1) были вооружены только 37-мм пушкой, но версия Mk.3 уже имела французскую 90-мм пушку D-921. С таким вооружением Cascavel могли поражать широкий спектр целей, включая легкобронированные машины. Более мощное вооружение появилось на версии Mk.4 в виде 90-мм пушки EC-90 (лицензионное производство Cockerill Mk.3). Как и Urutu, Engesa Cascavel была не только принята на вооружение бразильской армией (она до сих пор состоит на вооружении в модернизированном виде), но и широко экспортировалась в несколько стран, причем самые крупные заказы были сделаны Ливией и Ираком (лишь немногие из этих машин пережили конфликты в регионе).
Успех обеих машин и их модификаций привел к стремительному росту прибыли Engesa. Бразильцы пришли к тому же выводу, что и южноафриканцы: в мире определенно существует спрос на относительно дешевые, но эффективные машины с солидной огневой мощью и мобильностью.
Третьим интересным проектом компании Engesa была EE-3 Jararaca (названная в честь местной породы ямной гадюки). Это была четырехколесная и довольно легкая разведывательная машина. EE-3 Jararaca была разработана через некоторое время после двух вышеупомянутых проектов (в конце 70-х годов), поскольку оказалось, что для некоторых разведывательных миссий Cascavel были просто слишком тяжелыми и бессмысленно перегруженными. Армии требовалось что-то размером с джип, но с броней. В результате получилась 6-тонная машина с легкой броней (защита только от пуль), оснащенная, как правило, довольно легким оружием: распространены версии с пулеметами 50-го калибра и 20-мм автопушками, но есть и варианты с противотанковыми управляемыми ракетами. Серийное производство Jararaca началось в 1980 году, но после ряда испытаний бразильская армия фактически не приняла его на вооружение. Engesa не слишком беспокоилась, потому что Jararaca стала очень популярным экспортным товаром, как и обе старших модели. В семидесятых и восьмидесятых годах бразильская армия купила у Engesa около 1300 машин и еще 2000 были экспортированы в другие страны — в частности, в арабские государства и Африку (Ливия, Тунис и Ирак стали крупнейшими покупателями). Всего за десять лет Engesa превратилась из небольшой местной компании в мирового производителя вооружений.
Такой бурный успех, естественно, вдохновил Engesa на производство более интересных образцов в надежде продать их на экспортном рынке. Хотя Cascavel обладала достаточной огневой мощью, она не была настоящим убийцей танков. Поэтому Engesa выпустила EE-17 Sucuri, колесный истребитель танков, вооруженный французской 105-мм автоматически заряжаемой пушкой на качающейся башне, комбинация, которая хорошо работала на легком танке AMX-13. В дальнейшем проект был модифицирован для производства EE-18 Sucuri (иногда известный как Sucuri II) с итальянской 105-мм нарезной пушкой OTO Melara, способной стрелять стандартными боеприпасами НАТО. Другим проектом того времени было семейство легких гусеничных машин EE-T4 Ogum (с несколькими вариантами вооружения). И Sucuri, и Ogum широко рекламировались с середины восьмидесятых до начала девяностых годов, но для некоторых оружейных компаний наступали плохие времена, поскольку рынок переполнялся российской техникой, которая стала доступна в чрезвычайно больших количествах после распада Советского Союза. Старые советские машины в своих базовых версиях часто были не так хороши, как новинки, но они были довольно дешевыми, и Engesa начала ощущать давление.
Падение компании произошло не только из-за доступности техники СССР. Этому способствовал слишком амбициозный проект — основной боевой танк Osório. Это должен был быть самый сложный проект для компании — возможно, слишком сложный, как уже тогда говорили некоторые. Но компания была на подъеме, экспорт в начале восьмидесятых шел хорошо, а падение советской империи для многих все еще казалось нереальным. Что могло пойти не так?
Основной для танка была идея о том, что страны третьего мира могут использовать что-то более прочное и (самое главное) дешевое, чем дорогая западная техника. Западные танки были просто слишком сложными, тяжелыми и дорогими, но что-то меньшее, более простое и при этом способное вписаться в категорию основных боевых танков, могло бы иметь успех.
Разработка сопровождалась проблемами, однако первый прототип был представлен в Саудовской Аравии в 1985 году. Это был довольно обычный танк, вооруженный надежной 105-мм пушкой L7A3 производства Royal Ordnance — однако на втором прототипе это орудие было заменено на 120-мм гладкоствольную пушку GIAT. Танк был модифицируемым. По желанию заказчика на него могли быть установлены различные улучшения, включая широкий спектр систем управления огнем, баллистические компьютеры и другие сложные устройства. Несмотря на интенсивную рекламу, ни один покупатель не заинтересовался танком, и даже бразильская армия не приобрела его. Он оказался большим провалом.
Но это был не единственный элемент уравнения, другой — зависимость от конкретного рынка. Engesa никогда не была лидером или новатором — она всегда использовала различные проверенные решения и модули (единственной действительно интересной идеей была двухслойная стальная броня, попытка повысить защиту без увеличения веса). Целью Engesa было заработать как можно больше денег на экспортных контрактах, поэтому она сосредоточилась на создании машин с очень хорошим соотношением цены и огневой мощи. Экспорт в основном осуществлялся южноамериканскими армиями, нуждающимися в замене действительно устаревших машин (некоторые армии использовали машины времен Второй мировой войны даже в 70-80-х годах), а также несколькими африканскими странами, в частности Ираном и Ираком. Ирано-иракская война стала движущей силой эффективного спроса на броню — обе стороны конфликта отчаянно нуждались в доступных машинах, в то время как другие страны региона покупали оружие превентивно — на случай, если конфликт перекинется на «соседей». Машины Osório и Ogum были разработаны специально с учетом потребностей этого региона, но все изменилось в 1991 году.
Война в Персидском заливе означала две вещи: потерю иракского рынка (как одного из крупнейших клиентов Engesa, потерянные контракты стоили 200 миллионов долларов США, что составляет примерно два годовых бюджета компании) из-за американского эмбарго, а также потерю других рынков в регионе из-за союза нескольких стран с США — такой союз почти всегда означал решение о покупке американского оборудования по такой низкой цене и с таким качеством, с которым бразильцы никогда не могли сравниться.
Кроме того, именно в это время рынок наводнился устаревшим оборудованием из стран НАТО и Варшавского договора, и на тот момент даже относительно современные машины можно было приобрести по цене металлолома. Engesa инвестировала в разработку Osório более 100 миллионов долларов США, и все эти деньги были потеряны для компании. Сочетание этих факторов привело компанию к серьезным финансовым проблемам, которые закончились банкротством в 1993 году. Большая часть активов была постепенно продана, включая главный завод в Бразилии. Это был печальный конец компании, которую когда-то называли одним из крупнейших коммерческих производителей колесных бронированных машин на планете.