В разработке: Объект 787 «Гадюка»

08.02.2023

Бойцы!

В каждом Боевом пути есть специальная машина, которую можно собрать из частей схем. Боевой путь «Затмение» не будет исключением. Обычно машины 4–7-го уровней можно получить, достигнув определенного уровня в Боевом пути, а машины 8-го — за собранные части схем. В этот раз все будет наоборот — «Гепард» 8-го уровня станет призом, который можно получить, достигнув 19-го уровня, а из частей схем можно будет собрать «Объект 787», также известный как «Гадюка».

«Гадюка» — это один из этапов развития, который привел к созданию БМПТ серии «Терминатор», состоящих на вооружении России, Алжира и Казахстана. Но откуда взялась эта машина? Как обычно, давайте обратимся к истории.

Идея создания БМПТ не была исключительной для Советского Союза, но именно советская промышленность начала интенсивно работать над ней уже в середине 1980-х годов. Опыт Афганистана и Чечни преподал неприятный, но ценный урок — даже тяжелобронированные машины, вооруженные пушками, были уязвимы для пехоты в городских условиях. Массовое распространение и серьезные усовершенствования противотанкового оружия пехоты наталкивали на мысли (особенно на Западе), что в течение определенного времени танк устареет, как дирижабли и бронепоезда за много десятилетий до этого. Другие, однако, активно искали способы склонить чашу весов в пользу бронетехники, и одной из таких идей было создание тяжелобронированной машины с противопехотным вооружением для сопровождения классических танков.

Защита техники от вражеской пехоты требовала определенных особенностей машины, недоступных обычным танкам. Прежде всего для поражения целей, расположенных выше вас в холмистой местности или городе, требовался хороший угол склонения орудия. Это было одной из первых вещей, которую подметили советские войска в Афганистане — вражеская пехота часто пряталась на вершинах холмов, и наши стандартные БМП-1 не могли вести огонь по ней, поскольку угол склонения был недостаточен. Советские войска были вынуждены использовать в качестве наземной поддержки зенитные машины, которые были хорошо вооружены, но очень плохо бронированы, а иногда уязвимы даже для огня из стрелкового оружия. Эта проблема решилась только с появлением БМП-2.

Вторым очень важным требованием было сделать машину устойчивой к пехотному оружию, особенно к кумулятивным пусковым установкам, таким как знаменитая серия РПГ. Это требовало не только толстой брони (в идеале композитной), но и массового применения ВДЗ, прикрывающего уязвимые части машины — однако в Афганистане такая технология массово отсутствовала.

Но в 1985–1986 годах Челябинский тракторный завод начал работу над программой по созданию машины, которую неофициально назвали «горным танком». В 1987–1996 годах появились три отдельных проекта, которые, по мнению разработчиков, подходили для роли машин поддержки — «Объект 781», «Объект 782» и «Объект 787» (упоминаемый в некоторых источниках как «Объект 745»).

Проекты «Объект 781» и «Объект 782» были представлены в 1987 году и разрабатывались в Челябинске под руководством В. Л. Вершинского. Они были собраны на базе модифицированных корпусов Т-72Б со значительно переработанной лобовой частью. Но самым большим изменением было то, что в бортах машин теперь размещались хорошо бронированные водонепроницаемые отсеки, в которых находились два стабилизированных 40-мм гранатомета и боеприпасы, а также другие системы, такие как фильтрация воздуха, топливные баки и аккумуляторы. Такое решение значительно повысило боковую защиту корпуса.

Из двух таких модифицированных корпусов один («Объект 781») был вооружен парой 30-мм орудий 2А72, каждое из которых было установлено в независимых вынесенных боевых модулях и спарено с 7,62-мм пулеметом. Также машина несла ПТРК («Конкурс» или «Корнет») и ПКТ 7,62 мм (по некоторым данным — пулемет НСВТ 12,7 мм) с дистанционным управлением, установленный в кормовом секторе на люке командира.

Вторая машина («Объект 782») имела низкопрофильную двухместную башню, вооруженную нарезной 100-мм пушкой 2А70 с малой отдачей и одной 30-мм пушкой 2А72. Башня также была оснащена дополнительным 40-мм гранатометом в дополнение к тому, который находился в корпусе.

Обе машины имели большой состав экипажа — механик-водитель, наводчик, командир и два гранатометчика, а также два пулеметчика, прикрывающие фланги. «Объект 782» теоретически мог вести одновременный огонь по 6 различным целям.

Обе машины проходили испытания с 1987 года в Челябинске. «Объект 781» выиграл первые испытания и был выбран вместо «Объекта 782», проект которого был отменен, хотя прототип существует до сих пор. Разработка «Объекта 781» продолжалась в Челябинске вплоть до распада Советского Союза в 1991 году. В этот момент проект стал жертвой хаоса после распада СССР и также был свернут. Оба прототипа в итоге оказались в музее Кубинки.

Несмотря на то что исследования «Объекта 781» были прекращены, конфликт в Чечне и катастрофические результаты применения танков в городских условиях дали толчок к возобновлению разработки машины огневой поддержки. И Челябинск вновь активизировался, создав в 1995–1996 годах совершенно новую машину под названием «Объект 787» (в некоторых источниках именуется как «Объект 745»). Один опытный образец был построен в 1996 году.

По сути это были корпус и башня Т-72АВ (с реактивной броней «Контакт-1», как следует из обозначения танка), но вместо обычной 125-мм пушки машина была вооружена парой высоко расположенных 30-мм пушек 2А72, установленных по бокам башни (вместе с парой 12,7-мм пулеметов). 30-мм пушки также были спарены с двумя неуправляемыми авиационными ракетами, пусковые направляющие которых имели калибр 80-мм и должны были использоваться с ракетами семейства С-8 (первоначально разработанных для вертолетов) для обеспечения дополнительной огневой мощи. В каждой установке было по 6 ракет.

Орудия и ракеты могли подниматься до +60 градусов и опускаться до –8 градусов, что позволяло машине легко поражать цели на зданиях. Комплекс оптико-электронных систем включал:

Машина весила около 47 тонн и, как и оригинальный Т-72АВ, имела экипаж из трех человек. Внутренняя компоновка была аналогична Т-72АВ, собственная броня корпуса дополнялась динамической защитой типа «Контакт-1». Блоки этой системы помещались на лобовой детали корпуса, на бортовых экранах и на основных агрегатах башни. Маска орудия закрывалась сварным стальным кожухом и дополнительными элементами динамической защиты. Она была оснащена дизельным двигателем В-46-6 мощностью 780 л. с. и обладала той же подвижностью, что и Т-72АВ (максимальная скорость 60 км/ч).

Иногда машину называли неофициальным прозвищем «Гадюка». Испытания, проходившие с 5 по 10 апреля 1997 года в Кубинке, показали отличные результаты, но разработка «Гадюки» должна была быть прекращена — по довольно странным причинам.

На демонстрационных стрельбах присутствовал начальник ГАБТУ (1996–2004) генерал-полковник С. А. Маев. За этот вариант БМПТ выступали многие высокопоставленные военные, в том числе Маршал Советского Союза В. Г. Куликов, в то время член Консультативного Совета президента России, и генерал армии М. М. Зайцев, в то время главный эксперт Минобороны.

Началась реклама этой машины на радио и телевидении, что сильно не понравилось соответствующим органам, увидевшим в этом «разглашение военной тайны». Итогом расследования стали кадровые изменения на Челябинском заводе и запрещение заниматься доводкой этой многоцелевой боевой машины, а имеющийся экземпляр передали в танковый музей в Кубинке.

Ситуация с «Объектом 787» значительно замедлила развитие этого класса машин, но не остановила его. Челябинский тракторный завод теперь был вне игры и полностью прекратил разработку этого типа машин, сосредоточившись только на реальном тракторостроении. Однако идея не умерла и активно обсуждалась И. Н. Родионовым (министром обороны России в 1996–1997 гг.) и другими военными. В конце концов за разработку взялся Уралвагонзавод из Нижнего Тагила, и в итоге началось создание предшественника серии БМПТ, «Рамка-99» («Объект 199»).

В Armored Warfare Объект 787 «Гадюка» будет премиумным истребителем танков 6-го уровня.

Как мы уже упоминали выше, собрать «Гадюку» можно будет из частей схем, доступных при выполнении миссий Боевого пути, а также в магазине Боевого пути.

Концепция «Гадюки» довольно проста. Это машина ближнего боя — по сути, Т-72АВ с автопушкой и ракетами вместо основного орудия и на один уровень выше. Логично, что при сохранении защиты (у «Гадюки» нет КАЗ, только дымовые гранатометы) баланс сместится в сторону огневой мощи.

Есть две основные системы вооружения, между которыми можно переключаться: две 30-мм автопушки 2A72 (которые по балансу являются обычными 30-мм орудиями 6–7-го уровней) и две шестиствольные 80-мм ракетные установки, те же самые, что используются на МТ-ЛБ С-8, только без причудливого цилиндрического контейнера. С каждой стороны башни будет по одной артиллерийской установке с отличными углами склонения и возвышения (–8/+60 градусов).

Вы сможете быстро переключаться между стрельбой из обеих пушек или обеих ракетных установок, но будьте осторожны — обе системы вооружения будут довольно неточными, учитывая тот факт, что они выстроены для параллельной стрельбы. Подвижность будет схожа с Т-72АВ (что неплохо для ОБТ или гусеничного ИТ), дальность обзора и маскировка в принципе тоже как у ОБТ.

Это будет жестокая боевая машина ближнего боя с возможностью выпускать большое количество очередей, но плохими характеристиками на дальних дистанциях. Поэтому «Гадюку» лучше всего использовать в городских условиях, где прямо перед вами может появиться вражеская машина: в этом случае неприятель получит залп ракетной очереди, а затем шквал испепеляющего огня двух 30-мм автопушек. Другими словами, в Armored Warfare это будет эквивалентно выстрелу из дробовика.

Мы надеемся, что вам понравится «Гадюка».

До встречи на поле боя!


Мы Вконтакте

Перейти в группу