Бойцы!
Контракт на Centurion AVRE постепенно подходит к концу, и сегодня мы хотели бы представить следующий приз по контракту — британскую САУ AS90.
Немного истории. Работа над AS90 (что расшифровывается как «Артиллерийская система 1990-х годов») началась как частное предприятие компании Vickers по созданию современной САУ на основе более старого экспортного проекта башни 1982 года под названием GBT 155, она могла быть установлена на ряд платформ. В частности GBT 155 была испытана в Индии на шасси «Виджаянта» (танк Vickers), но так и не принята на вооружение.
Однако, в отличие от GBT 155, AS90 была нацелена на внутренний рынок — Великобританию. В 1980-х годах британская армия искала следующее самоходное орудие, чтобы заменить устаревшее FV433 Abbot на что-то с гораздо большей огневой мощью, и буксируемое 155-мм орудие L/39 компании Vickers FH70 казалось очень хорошим кандидатом на повышение мобильности и защищенности.
Ранее Британия вместе с Германией и Италией с 1973 года участвовала в неудачном проекте SP70. После десяти лет разработки результат оказался заметно хуже американского M109 Paladin, что в итоге привело к отмене проекта в 1984 году. Компания Vickers знала об этом, поскольку именно она занималась разработкой и производством основного вооружения SP70 — гаубицы FH70. Они сочли, что механизировать это превосходное орудие — по сути хорошая идея. Но поскольку национальная коллаборация SP70, как обычно, привела к беспорядку, они решили, что проект умирает. Когда это произойдет, они будут готовы.
Как следует из названия, идея создания AS90 заключалась в том, чтобы перенести концепцию самоходной артиллерии в XXI век. Особое внимание было уделено огневой мощи, защите экипажа и интеграции различного оборудования. Целью также было сделать систему как можно более простой в эксплуатации, а также обеспечить возможность быстрой загрузки, ведения огня и отхода, прежде чем ответный контрбатарейный огонь сможет причинить ей вред. Последним важным аспектом этой конструкции была возможность модернизации — ни одно орудие не остается непобедимым вечно, и инженеры хорошо понимали этот факт.
Разработка велась в той или иной форме примерно с 1982 по 1985 год (подготовительный этап), а первый прототип был готов в 1986 году.
AS90 была инновационной, но в ней также должны были использоваться хорошо зарекомендовавшие себя детали, чтобы производство можно было быстро развернуть. Поэтому САУ имела классическую конструкцию. У нее было шасси с передним расположением двигателя и вращающейся башней. Экипаж состоял из пяти человек (командира, механика-водителя, двух наводчиков и заряжающего), защищенных сварной стальной броней толщиной 17 мм — этого едва хватало, чтобы выдержать огонь тяжелых пулеметов. Но особое внимание уделялось выживанию после контрартиллерийских ударов, в частности, осколков 152-мм снарядов.
Дополнительные меры защиты включали в себя систему РХБ защиты, автоматическую систему пожаротушения и дымовые гранаты, установленные на башне.
45-тонная машина оснащалась американским дизельным двигателем Cummins VTA 903-T660 объемом 14,8 л, развивающим мощность 660 л. с. при 2 800 об/мин, в паре с автоматической коробкой передач ZF LSG 2000. Этот двигатель был аналогичен тому, который использовался на Bradley или ракетной установке MLRS, и в ходе испытаний его мощность была увеличена до 750 л. с. Однако на британской службе он был доработан для повышения долговечности и надежности. Машина получилась достаточно подвижной и маневренной, несмотря на то, что ее давление на грунт было хуже, чем у Paladin. Ее максимальная скорость составляла 55 км/ч. Средняя скорость по бездорожью составляла примерно 30–35 км/ч.
Подвеска была гидропневматической и нерегулируемой. Машина могла преодолеть стену высотой 0,88 м или траншею глубиной 2,8 м, а также пересечь водоем глубиной 1,5 м. Максимальная дальность хода составляла примерно 370 км при движении по твердой поверхности со скоростью 45 км/ч .
И последнее, но не менее важное — это огневая мощь. 155-мм гаубица L/39 могла стрелять боеприпасами стандарта НАТО. Орудие поставлялось с газоотводом и дульным тормозом. Используемый в ней механизм заряжания позволял вести огонь:
Машина могла перевозить 48 снарядов (31 снаряд в башне в четырех модулях). Орудие могло опускаться до –5 градусов и подниматься до +70 градусов. Траверс башни был электрическим (10 градусов в секунду), причем энергия обеспечивалась не только двигателем, но и встроенным вспомогательным генератором, что уменьшало необходимость в постоянно работающем двигателе. Башня также могла двигаться вручную.
Для своего времени AS90 использовала передовую систему управления огнем с автоматическим наведением орудия, навигацией и другими возможностями. В распоряжении оператора был дневной/ночной оптический прицел, а водитель мог использовать оптику для ночного вождения.
Прототип, созданный в июне 1986 года, получил хорошие отзывы и прошел длительные военные испытания, которые продолжались до июня 1987 года. В конце 1986 года Великобритания вышла из проекта SP70 и начала официальный поиск новой САУ. Конкурс продолжался до июня 1989 года, и в итоге AS90 выиграла его у американской M109A6 Paladin. Был подписан контракт на производство 179 машин, и AS90 официально поступила на вооружение в мае 1992 года под названием Gun Equipment, 155 mm L131. Полный цикл производства проходил с конца 1992 года по весну 1995 года. Первое британское подразделение получило их в 1993 году.
Разработка AS90 на этом не остановилась. В 1994 году появился прототип, оснащенный 155-мм пушкой L/52 компании Royal Ordnance вместе с новой системой заряжания снарядов MCS. Ничего особенного из этого не вышло, время более длинной пушки пришло позже, когда в 1997 году был представлен новый вариант AS90 с 155-мм пушкой L/52. Он стал известен под названием AS90M «Храброе сердце».
Башня этой системы была сопряжена с южнокорейским шасси K9 Thunder для создания варианта AHS Krab (с французской пушкой), но это уже не совсем вариант AS90 и поэтому выходит за рамки данной статьи. Система «Храброе сердце» не использовалась Великобританией из-за проблем с новыми зарядами для снарядов (разработанными совместно с южноафриканской Denel).
Дальнейшие попытки экспорта предпринимались и в 1990-х годах. В 1993–1994 годах появилась башня AS90 на шасси Т-72, которая явно предназначалась для Индии. В 1996 году она прошла несколько испытаний, но из этого ничего не вышло. Другим вариантом был Desert AS90 (также известный как AS90D), предназначенный для Ближнего Востока. Машина имела улучшенную систему охлаждения, кондиционер и другие гусеницы. В 1996 году она успешно прошла испытания в Саудовской Аравии и Кувейте, но впоследствии проиграла китайскому PLZ-45.
На британской службе, помимо миротворческих операций в бывшей Югославии, AS90 участвовала в войне в Ираке. Во время дислокации там она была перекрашена в песочный цвет, а некоторые машины были модернизированы до стандарта AS90D. Они использовались во время битвы за Басру.
С середины 2000-х годов британцы начали сокращать использование AS90, также была частично модернизирована электроника. К 2008 году на вооружении находилось 134 машины из 179. Семь лет спустя, в 2015 году, их было всего 117. В настоящее время они все еще используются двумя подразделениями:
Ожидается, что они останутся на вооружении до 2032 года.
В Armored Warfare AS90 будет премиумной самоходной артиллерийской установкой 8-го уровня.
После положительных результатов тестирования обновленной «Акации» мы вводим AS90 в качестве машины со стрельбой прямой наводкой, которая будет доступна во всех режимах игры. Мы учтем многие из ваших отзывов. Будет увеличено время перезарядки, но более высокий урон за выстрел компенсирует это.
Мы представим стандартный вариант гаубицы L/39, стреляющей ФС и КС. Более длинное орудие будет доступно как модуль сверхпрогрессии.
AS90 также будет обладать относительно высокой мобильностью и, конечно, слабой броней (хотя мы, вероятно, сделаем ее устойчивой к основным автопушкам).
Вот, собственно, и все. Мы надеемся, что вам понравится.
До встречи на поле боя!