Современные танки Западной Европы: Франция

23.09.2015

Бойцы!

Мы уже познакомили вас с основными британскими военными машинами, теперь настала очередь Франции. В сфере танкостроения эта европейская страна также добилась определенных успехов, и некоторые французские танки можно увидеть на полях сражений Armored Warfare: Проект Армата.

Поражение и оккупация остановили развитие французского танкостроения до конца войны. Тем не менее, все это время во Франции шла подпольная разработка компонентов для будущих танков, замаскированных под безобидные вещи вроде деталей троллейбусов и снегоочистителей. Когда страна была освобождена, эти наработки легли в основу тяжелого танка ARL 44 — пятидесятитонного чудовища, устаревшего еще до того, как первый экземпляр сошел с конвейера. Из запланированной партии в 600 танков было построено всего 60, после чего производство свернули. Но главную свою задачу ARL 44 выполнил: дал новую жизнь французской танковой индустрии.

Один из сохранившихся ARL 44. Большинство закончили свои дни на полигонах в качестве мишеней. Photo by The shadock; licensed under the Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported license.

Следующим французским танком, увидевшим свет в 1952 году, стал легкий AMX-13. Он отличался уникальной особенностью конструкции: качающейся башней, состоящей из двух частей — поворотной нижней и закрепленной на ней верхней. Это позволило снабдить танк автоматизированной заряжающей системой и сократить экипаж до троих человек. Правда, система имела и крупный недостаток: расстреляв боекомплект в 12 снарядов, команда не имела возможности перезарядить орудие в бою. Несмотря на успех AMX-13, недостатки качающейся башни в конечном итоге перевесили достоинства: единственным другим танком, в котором она применялась, стал австрийский «Кирасир» (Steyr SK 105).

Photo by Bukvoed; licensed under the Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported license.

AMX-13 стал одним из самых распространенных легких танков в мире. Разные его модели стояли на вооружении тридцати стран мира, некоторые из которых используют его до сих пор. Он воевал в арабо-израильских и индо-пакистанских конфликтах, уже в новом тысячелетии применялся во время гражданской войны в Кот-д’Ивуаре. В самой Франции он был снят с вооружения в 1970-х, хотя производился до 1987 года.

В1957 году Франция и Германия заключили соглашение о совместной разработке типового европейского ОБТ, который должен был заменить американские «Паттоны». «Стандарт-панцер» должен был весить не более 30 тонн, выдерживать огонь 20-мм пушек, быть защищенным от казавшихся тогда неизбежными ядерного и химического заражения. Защиту предполагалось принести в жертву мобильности: адекватной брони против кумулятивных снарядов ещё не существовало и доминировала позже отброшенная точка зрения, что лучший способ защитить танк — не позволить в него попасть. В итоге проект совместной разработки распался: в Германии наработки были использованы для создания «Леопарда 1», Франция же создала на их основе AMX-30, вставший на вооружение в 1967 году.

Вдохновленные коммерческим успехом AMX-13 и AMX-30, французы взялись за разработку танков для экспорта, но здесь их постигла неудача: ни AMX-32 (усовершенствованный AMX-30 с модифицированной бронёй), ни призванный заменить его AMX-40 не нашли покупателей и остались на стадии прототипов. В 1980 году Франция заключила с Германией новое соглашение о создании общего ОБТ с тем же результатом: проект развалился, и Франция разработала новый танк в одиночестве.

 

«Леклерки» в Ливане. Copyright Ministère de la Défense 2015

Им стал запущенный в производство в 1992 году 54-тонный AMX-56 «Леклерк» — машина, заставившая экспертов заговорить о новом поколении «умных» танков. Вездесущая электроника контролирует все, от навигационной системы до нагрева и малейшей деформации ствола. Разнесенная броня из стали, кевлара и керамики обеспечивает повышенную защищенность без ущерба мобильности. Все это обходится недешево: в 2011 году «Леклерк» стоил 9,3 миллиона евро и долгое время оставался самым дорогим ОБТ в мире. Лишь в 2014 году это звание оспорил южнокорейский K2 «Черная пантера».

В следующей статье мы расскажем о послевоенном танкостроении в Германии.

До встречи в бою!

Обсудить


Мы Вконтакте

Перейти в группу