В разработке: AMX-40

22.01.2019

Бойцы!

Мы вскользь упоминали в предыдущей статье, что Франция экспортировала ОБТ AMX-30 по всему миру — главным образом в страны, имеющие связи с французской и испанской армиями, где на вооружении состояла большая часть этих машин. В нашей сегодняшней статье речь пойдет об экспортных сериях AMX, среди которых — основной боевой танк AMX-40, что скоро появится в Armored Warfare.

Франция довольно рано начала конструировать экспортные образцы на базе AMX-30. Начальная экспортная модель AMX-30B была упрощенным вариантом в стандартной комплектации. Она не пользовалась особой популярностью: на экспорт шли в основном машины в полной комплектации, либо изготовленные на заказ в соответствии с пожеланиями покупателя.

Страны союза FINBEL (Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург), изначально созданного для разработки единого европейского ОБТ, могли отдать предпочтение Leopard 1 или американским машинам. Франция была особенно недовольна действиями Бельгии, когда та приняла на вооружение немецкие «Леопарды». Такая острая конкуренция со стороны Германии и Америки принуждала французов заключать сделки практически с любым клиентом — конечно, если это не наносило ущерба их политическим интересам.

Итак, первыми иностранными операторами AMX-30B стали франкистская Испания и находящаяся под властью военной диктатуры Греция. Испания получила AMX, а не Leopard 1, оснащенный английской пушкой L7, потому что англичане были против поставок своего великолепного орудия националистическим режимам. Французы же, в свою очередь, предлагали лицензионное производство внутри страны. Так появилась модель под названием AMX-30E. В 1969 году греки также приобрели более 200 танков AMX-30.

Конечно, французы не собирались ограничивать регион поставки одной Европой. Франция всегда присутствовала на Ближнем Востоке — например, активно участвовала в израильской войне за независимость. Для сохранения своих интересов в регионе после 1950-х годов она сменила свою позицию на проарабскую. Осторожные переговоры с Саудовской Аравией — и у французов в руках крупный контракт на поставку AMX-30 в комплектации под названием AMX-30S (или AMX-30 «Сахара»). Эта модель ОБТ AMX-30B была переоборудована для эксплуатации в тропическом климате и в условиях пустыни:

  • противопесочные защитные экраны;
  • двигатель мощностью 620 л. с.;
  • коробка передач была перенастроена таким образом, чтобы давать быстрый разгон за счет потери максимальной скорости;
  • модернизированные системы прицеливания M.409 с лазерным дальномером и тепловизором.

Первую партию Саудовская Аравия получила в период с 1973 по 1979 год. Суммарно было поставлено около трехсот танков AMX-30S и более двухсот других машин на той же базе. Сегодня их число постепенно сокращается, они заменяются более современными танками, но некоторые технически все еще состоят на вооружении. Одновременно был заключен аналогичный договор с еще одной страной региона: Объединенные Арабские Эмираты заказали 64 AMX-30S в 1977 году, хотя это был скорее политический жест, а не реальная попытка перевооружиться.

Французская компания-производитель AMX была настолько воодушевлена подобным успехом, что запланировала разработку и модернизацию AMX-30 специально для экспорта. Параллельно компания проводила модернизацию AMX-30B2, и в 1979 году появился первый прототип под названием AMX-32.

Самым заметным его отличием стала новая сварная башня коробчатого типа. Она обладала лучшими показателями защиты по сравнению с литой башней AMX-30B. Также машина получила комплект противокумулятивных экранов (похожими экранами оборудовали и танки серии Leopard). Они закрывали не только башню, но и переднюю часть корпуса. Благодаря этому она стала практически неуязвима для подкалиберных бронебойных снарядов с вольфрамовым сердечником калибром до 75 мм. На танк установили системы запуска дымовых гранат и двухконтурную защиту от факторов массового поражения.

Теперь машина весила около 40 тонн, что привело к необходимости модернизации старого дизельного двигателя Hispano-Suiza HS-110: мощность нового двигателя возросла до 800 л. с. Модернизированный вариант получил название Hispano-Suiza HS-110-2SR. Коробка передач использовалась та же, что и у AMX-30B2 — SESM ENC200. В результате конструкторам удалось сохранить отличную маневренность и максимальную скорость 65 км/ч несмотря на значительное увеличение веса.

Изначально AMX-32 имел то же вооружение, что и AMX-30B — 105-мм нарезную пушку CN-105 F1 L/56 с ручным заряжанием и спаренную с ней 20-мм автопушку. 105-мм орудие могло подниматься до +20 градусов и опускаться до -8 градусов, но не было стабилизировано, чтобы удержать цену танка на нужном уровне. Это привело к серьезным проблемам с точностью выстрела в движении, однако во время коротких остановок она все же была достаточно высока. Танк вмещал боекомплект на 47 105-мм выстрелов. СУО AMX-32 досталась от AMX-30B2: модель COTAC с лазерным дальномером и тепловизором. Номинальная скорострельность составляла 8 выстрелов в минуту.

В целом, AMX-32 получился добротным и достаточно современным. В нем не было технологий, от которых захватывало бы дух, но французы и не ставили себе такую цель. Они не пытались превзойти немцев в качестве и других конкурентных преимуществах (и таким образом, как мы уже говорили выше, потеряли несколько отличных заказов из НАТО), зато сохранили цены на привлекательном для стран третьего мира уровне. Тем не менее, 105-мм пушка уже тогда считалась отчасти устаревшей. Поэтому в 1981 году французы создали модель AMX-32, вооруженную 120-мм гладкоствольной пушкой CN-120-25, предшественницей Char Leclerc. Она ничем не уступала знаменитой немецкой Rheinmetall L/44 и даже использовала те же стандартные боеприпасы НАТО, только ствол у нее был длиннее (L/52). Пушка имела те же показатели вертикальной наводки, что и ее 105-мм предшественница, однако размер боеукладки сократился до 38 снарядов.

В период с 1979 по 1981 год Франция построила шесть прототипов, но несмотря на модернизацию огневой мощи, они не смогли привлечь покупателей. Вероятно, проблема заключалась в посредственной защите или в невозможности сразу же получить закупленные машины. Кроме того, самые перспективные покупатели совсем недавно удовлетворили свои потребности. Чтобы AMX преуспел на мировом рынке, нужно было значительно увеличить его боевую мощь.

Это произошло в 1983 году, когда появился первый образец нового экспортного танка под названием AMX-40. Как и AMX-32, это была мощная и недорогая модель, предназначенная для стран третьего мира. Название способно ввести в заблуждение. Можно предположить, что AMX-40 — просто продолжение AMX-30B и AMX-32, но это не так: танк был разработан с нуля.

Как следует из названия, вес этого танка официально перевалил за отметку 40 тонн и составил 43 тонны. Броня AMX-40 опять досталась стальная, с противокумулятивными экранами, как у AMX-32 и Leopard 2, что положительно сказалось на уровне его защиты по сравнению с предшественниками.

В технических характеристиках указывалось, что танк неуязвим для 100-мм кумулятивных снарядов, а также для кинетических боеприпасов калибром до 76 мм. Бортовая броня была значительно тоньше и выдерживала лишь попадания 23-мм снарядов. В начале и середине 1980-х годов это никого не впечатляло. Да, старые танки AMX не обеспечивали даже такого уровня, но до брони современных ОБТ 1980-х годов AMX-40 было далеко. Французы преследовали цель сконструировать машину для борьбы с устаревшей советской техникой, а не с современной регулярной армией. И этого было достаточно участникам африканских и южноамериканских военных конфликтов, но не более того. Кроме того, машина получила систему защиты от факторов массового поражения, систему автоматического пожаротушения, а также запуска дымовых гранат.

Дизельный двигатель Poyaud V12X мощностью 1000–1100 л. с. в сочетании с немецкой автоматической трансмиссией ZF LSG 3000 позволил еще больше повысить маневренность AMX-40. Максимальная скорость машины составила 70 км/ч.

Основным орудием осталась та же 120-мм гладкоствольная пушка CN-120-25, что и на позднем прототипе AMX-32. Она заряжалась вручную (экипаж при этом состоял из 4 человек) и была полностью стабилизирована. Помимо этого, танк вооружили спаренной автоматической пушкой калибра 20 мм, которая позволяла поражать незащищенные или низколетящие цели. AMX-40 получил систему управления огнем COTAC от AMX-32 и AMX-30B2. В боеукладке было 40 снарядов, 19 из них хранились в корме башни.

В период с 1983 по 1985 год Франция построила четыре прототипа и предложила их нескольким странам Ближнего Востока. К сожалению, история повторилась, и AMX-40 не привлек внимания покупателей. На то было несколько причин.

Во-первых, французы вывели свой танк на рынок в неудачный момент: крупные потенциальные клиенты уже сделали свои закупки.

Во-вторых, для такого многопрофильного танка не нашлось роли на поле боя. Богатые страны покупали дорогие и более совершенные машины. Страны победнее приобретали излишки американской или советской техники, в зависимости от их политических убеждений. AMX-40 оказался где-то между этих двух групп, и просто не нашел себе места. Одну сделку почти удалось заключить во время испытаний в Египте, но оказалось, что египтяне уже заказали сотни американских танков серии M60. Единственная польза, которую удалось извлечь из модели AMX-40 — это опыт, который получили французские инженеры. Он пригодился позже, при разработке будущего танка Франции — Leclerc.

Французы пытались продавать AMX-40 с 1983 по 1990 год, после чего программу тихо закрыли как устаревшую.

В Armored Warfare AMX-40 — это прогрессионный ОБТ 5-го уровня, первый из двух машин 5-го уровня поставщика французской техники Франсин Де Ларош. Геймплейно он будет напоминать своего предшественника — AMX-30B. В базовой комплектации это ОБТ, похожий на Leopard, с возможностью выбора двух разных ролей в бою. Установите один из взаимоисключающих модулей, повышающих огневую мощь или маневренность — и получите дальнобойную машину огневой поддержки и тактической разведки или маневренный танк огневой поддержки.

AMX-40 будет вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой и спаренной 20-мм автоматической пушкой, которую можно использовать во время перезарядки основного орудия. Для повышения защиты на танк может быть установлена дополнительная пластина, закрывающая нижнюю часть фронтальной проекции.

Надеемся, что вам понравится этот ОБТ. До встречи на поле боя!


Мы Вконтакте

Перейти в группу