В разработке: Osório

04.10.2022

Бойцы!

Сегодня мы хотим рассказать вам о будущем премиумном основном боевом танке Osório, который станет доступен во время предстоящего события «Под Южным Крестом».

Вы уже как минимум один раз сталкивались с названием Osório, поскольку оно упоминалось в статье о взлете и падении создавшей его компании Engesa. Сегодня мы поговорим о самой машине.

Но, как обычно, сначала немного истории.

1970-е и 1980-е годы были интересным временем для многих стран третьего мира, и Бразилия не была исключением. Положение производства военной техники этой большой страны было, пожалуй, хуже, чем во всем остальном мире. Хотя у нее была своя военная промышленность, большинство ее бронетехники и основных образцов брони были импортными — так было во всей Южной Америке. Если другие страны третьего мира могли полагаться на свои бесконечные нефтяные богатства (Персидский залив) или на свое стратегическое положение (Азия), то большая часть Южной Америки жила за счет американских военных излишков с момента окончания Второй мировой войны.

Это не значит, что ни одна южноамериканская страна не производила своего оружия — наоборот, иногда они создавали весьма неплохое снаряжение. Бразильская легкая броня была одним из самых популярных товаров такого рода по многим причинам, но в основном из-за ее доступности. В частности, Северная Африка стала основным рынком сбыта для нее: сотни единиц были проданы в Тунис, Ливию и Ирак. Но, так или иначе, у Бразилии все еще оставались старые машины, время которых уже подходило к концу. Чтобы исправить ситуацию, бразильской компании Бернардини было поручено разработать доступный по цене основной боевой танк для замены устаревшего парка Walker Bulldogs, старых легких танков 1950-х годов, все еще стоящих на вооружении.

У Бернардини был достаточный опыт модернизации устаревших машин, но разработка танка с нуля была для них в новинку. Кроме того, бюджетные и весовые ограничения Бразилии не позволяли создать ничего фантастического или передового. В результате был разработан танк второго поколения Tamoyo. Но уже к моменту создания первого прототипа он был устаревшим. 

С другой стороны, у Engesa было много опыта, но не того, который был нужен. В 1982 году, примерно в то же время, когда началось строительство первого прототипа Tamoyo, компания начала работу над собственным ОБТ. Вместо создания базового дешевого танка для бразильцев Engesa нацелилась на выход на зарубежные рынки, особенно на Ближний Восток, откуда шла основная часть ее зарубежных продаж. И если некоторые клиенты были довольны другой продукцией Engesa, то почему бы им не купить ОБТ?

Это было разумное предположение — в начале 1980-х годов Саудовская Аравия искала замену своему устаревшему парку танков M60 Patton и AMX-30, а значит, планировала крупный контракт на поставку не менее 300 машин. Другие страны, такие как Греция и Турция, в то время делали то же самое, хотя опыт и контакты Engesa не простирались так далеко. Тем не менее определенный уровень амбиций всегда полезен для бизнеса, и президент Engesa Жозе Луис Уитакер Рибейро одобрил проект.

Уже известно, чем закончилась эта история, но было бы глупо предполагать, что руководство Engesa не понимало, что делает. Вместо того чтобы спроектировать что-то дешевое, они сразу перешли к третьему поколению, чтобы создать конкуренцию основным боевым танкам Abrams, Challenger и Leopard 2. Такое мероприятие было (и остается по сей день) чрезвычайно сложным, и они также прекрасно понимали, что не смогут сделать это в одиночку. Поэтому представители Engesa обратились за помощью за границу. У них было несколько вариантов — Южная Африка (с ее передовыми разработками в области бронетехники), Германия (несколько компаний) и Великобритания.

В итоге было достигнуто соглашение с британской компанией Vickers о разработке башни для нового танка (именно поэтому башня имеет много общего с ОБТ Vickers Mk.7). На участие Западной Германии наложило вето правительство этой страны, а Южная Африка была непригодна в качестве партнера из-за ее изоляции, связанной с апартеидом. Кроме того, Рибейро нанял для консультаций некоторых ведущих мировых экспертов по броне, включая двух легендарных — Ричард Огоркевич и Кристофер Фосс.

К сожалению, такие начинания никогда не происходят в вакууме. Когда вы «прочесываете» рынок доступных экспертов, другие, как правило, замечают это — в данном случае немцы. Особенно активны в этом отношении были Krauss-Maffei и Mercedes, которые убедили своих субподрядчиков и партнеров не работать с бразильцами и переплатили многим ключевым инженерам, с которыми вела переговоры Engesa. В итоге Engesa не смогла получить доступ к многочисленным передовым технологиям, и проектирование самого танка было поручено собственной команде.

Несмотря на такие неудачи, проект быстро продвигался благодаря довольно большим суммам, которые Engesa вложила в него. И речь шла уже не только об экспорте — Engesa стремилась конкурировать с Tamoyo и за следующий бразильский ОБТ. В итоге были представлены две версии проекта:

Бразильская версия называлась Osório в честь Мануэля Луиса Осорио, легендарного бразильского генерала XIX века и героя войны с Парагваем. Экспортная версия называлась Al Fahd в честь Фахда ибн Абдул-Азиза Аль Сауда, короля Саудовской Аравии в то время. Название танка немного запутано, но мы вернемся к этому позже.

Пять прототипов (три из них исправны) были построены в период с 1984 по 1986–1987 годы. Первый был заводским прототипом из мягкой стали, который остался на заводе. Второй и третий были прототипами, предназначенными для Бразилии, со 105-мм нарезным орудием, один из них сохранился в музее. Четвертый и пятый были прототипами для Саудовской Аравии — только четвертый был закончен (в настоящее время также находится в Бразилии), последний был сдан в металлолом.

До 1986–1987 годов все шло хорошо. Разработка привлекла положительное внимание, и многие страны проявили интерес — Перу и Панаме была представлена бразильская версия; Иран и Ирак (в то время все еще находящиеся в состоянии конфликта) также были ознакомлены с проектом, однако ни одного из них не заинтересовала машина.

Но что представлял собой танк в тот момент?

По всем параметрам танк (за некоторыми исключениями) не уступал конкурентам в борьбе за контракт с Саудовской Аравией. Он вмещал экипаж из четырех человек, весил от 41 до 44 тонн (в зависимости от версии) и, в отличие от Tamoyo Бернардини, имел надежную защиту благодаря использованию фирменной композитной брони с керамическими вставками, которая, как утверждалось, была примерно равна по прочности знаменитой броне Chobham. Остальная часть танка была изготовлена из стали. Однако уровень лобовой защиты был несколько ниже, чем у Abrams и Challenger, чтобы снизить вес — он был способен выдерживать 105-мм БОПС того времени, но не 120-мм и 125-мм БОПС. Танк также был оснащен защитой от ядерного оружия.

Рассматривалась возможность установки дополнительного комплекта брони, но она так и не была реализована. Однако некоторые другие меры защиты и другие системы были предложены в качестве доступных опций, включая:

Танк оснащался дизельным двигателем Motorenwerk Mannheim MWM 834 V12 объемом 21,63 л с наддувом и мощностью 1 014 л. с. Иногда в описаниях Osório встречается другое название двигателя (TBD 234) — это тот же самый двигатель, только с другим названием. MTU и Rolls-Royce также предлагали свои движки для танка, но представители MWM убедили Engesa в надежности их версий. Двигатель был установлен в паре с трансмиссией ZF, которая выиграла у Renk HSWL 234. Двигатель и трансмиссия были установлены в виде силового агрегата, что позволило быстро поменять обе детали местами — на это ушло всего 20 минут.

Танк мог развивать скорость до 70 км/ч (некоторые источники утверждают, что до 77 км/ч) на твердом покрытии и 50 км/ч по бездорожью — он был очень подвижен благодаря солидному соотношению мощности и веса, а также прочной гидропневматической подвеске Dunlop (аналогичной той, что использовалась на Challenger 1).

Что касается огневой мощи, то танк предлагался с широким спектром основного вооружения. Для бразильской модели было выбрано классическое 105-мм нарезное орудие L7 из-за его относительной доступности и простоты приобретения по сравнению со 120-мм орудием НАТО. Однако для экспортной версии предполагалось предоставить множество вариантов. Первоначальной идеей была 120-мм пушка Rheinmetall L/44, но немцы не стали продавать ее за границу, что оставило бразильцам несколько других вариантов:

В итоге единственным приемлемым вариантом оказалась французская 120-мм пушка GIAT, поскольку советское орудие было слишком необычным для саудовцев, а британская пушка была со слишком большой отдачей — большей, чем могла выдержать башня.

Орудие заряжалось вручную — 12 патронов хранились в башенном отсеке и еще 28 в корпусе (33 для 105-мм версии). Орудие могло подниматься на +20 градусов и опускаться на –10 градусов — отличные показатели по любым стандартам. Кроме того, орудие было полностью стабилизировано. Боеприпасы были следующими:

Использовались две различные системы управления огнем, по одной для каждой версии:

Обе они оснащались лазерным дальномером, но британская система была более совершенной и обеспечивала значительно более высокую точность стрельбы в движении, а также панорамные прицелы «день/ночь».

В целом, в Osório не было ничего революционного, за исключением одного. Он был построен в Бразилии, где мало кто ожидал появления такой мощной машины. Экспортная версия могла потягаться практически с любым экспортным конкурентом — и она это сделала.

В 1987 году начались довольно интересные события. К тому времени Engesa вложила в проект практически весь свой капитал. Настолько, что пришлось брать кредиты и, в конце концов, бразильское правительство было вынуждено вмешаться и предоставить дополнительную помощь. Но испытания уже шли — не только в Бразилии (где военные испытывали 105-мм версию), но и в Саудовской Аравии. Именно там, в пустынях Аравийского полуострова, была решена судьба Osório.

Во время испытаний танк Osório конкурировал с M1A1 Abrams, AMX-40 и Challenger 1 за контракт. Испытания были довольно жестокими. Они включали в себя более 2 000 километров пробега (большая часть в пустыне), движение задним ходом и буксировку другого танка, преодоление траншей и тщательные испытания на охлаждение (танк оставляли простаивать на солнце). Разумеется, там также проводились тщательные огневые испытания, включая стрельбу на ходу.

Испытания прошли не так хорошо для конкурентов Osório. AMX-40 мог пробежать 600 км, а двигатель Challenger также быстро перегревался. Обе машины были отклонены, и в игре остались только Abrams и Osório. Во время артиллерийских учений Osório даже превзошел американский ОБТ со значительным отрывом, что, вероятно, сделало его победителем. В следующем году аналогичные испытания прошли в Объединенных Арабских Эмиратах, и снова Osório показал великолепные результаты. Казалось, что бразильские инвестиции окупятся.

Но, как мы знаем, этого не произошло. Как выяснилось, саудовцы потратили еще два года на недобросовестное ведение переговоров по контракту. До сих пор популярна версия, что именно война в Персидском заливе и отличные характеристики танков Abrams решили судьбу Osório, но правда в том, что решение было принято задолго до нее, в сентябре 1989 года — только саудовцы забыли сообщить об этом бразильцам и использовали их предложение как инструмент давления, чтобы заставить американцев снизить стоимость Abrams. Аналогичным образом ОАЭ решили приобрести Leclerc в 1993 году, также в основном по геополитическим причинам.

Несмотря на то что Бразилия является экспортером ряда стратегических материалов, она просто не могла конкурировать с дипломатической мощью Соединенных Штатов Америки или Франции. Другой вопрос, который поднимали все потенциальные заказчики, — способность Engesa поставить большое количество указанных танков (только Саудовская Аравия хотела приобрести более 800 машин). Одно дело — создать успешный прототип, но поставить сотни таких машин — это совсем другое дело.

Это стало серьезным ударом для Engesa, и он не был последним. К 1988 году у компании уже были серьезные проблемы: Ирак задолжал более 200 миллионов долларов США за поставленные товары, а поскольку война в Персидском заливе закончилась оглушительным поражением иракцев, этот долг так и не был выплачен.

Распад Советского Союза в 1991 году был решающим, так как все рынки были наводнены излишками машин, которые часто продавались на металлолом. Компания обанкротилась в 1993 году, а оставшиеся два исправных прототипа были захвачены бразильскими военными. С 2014 года они выставлены на всеобщее обозрение — один в Рио-де-Жанейро, другой в Санта-Марии.

Как мы уже говорили, в Armored Warfare Osório будет премиумным основным боевым танком 6-го уровня, который можно получить в качестве награды за событие «Под Южным Крестом».

Но прежде всего давайте немного обсудим название. Как вы уже знаете из статьи выше, существовало две версии Osório — одна для Бразилии и одна на экспорт. Внутренняя версия называлась EE-T1 Osório, в то время как другая версия называлась Al Fahd. Есть некоторые сообщения о названии EE-T2 для второй версии, но только в качестве шутки и только внутри страны.

И здесь кроется проблема. Для Armored Warfare мы определенно хотели сделать 120-мм экспортную версию, поскольку она подходит для более высокого уровня, чем бразильская, а 6-й уровень довольно популярен. В то же время мы хотели сохранить название Osório, поскольку оно довольно знаковое и известное. Вот почему мы называем машину Osório, хотя в реальной жизни она технически называлась Al Fahd.

Что касается самой машины, то она будет иметь относительно легкую броню, подобную Leopard 2AV. Передняя часть — композитная, остальная часть — стальная, без дополнительных мер защиты, таких как ДЗ или КАЗ.

С другой стороны, огневая мощь будет довольно приличной — его 120-мм орудие будет аналогично орудию прототипа ОБТ Leclerc с доступными снарядами БОПС (пробитие 680 мм), ФС и КС (пробитие 750 мм) наряду с приличными значениями угла наклона и возвышения. Боеукладки первой очереди нет — классическая загрузка, как обычно, с примерно 4 900 очками урона в минуту.

Танк также будет довольно хорошо управляться, примерно так же, как прототип Leclerc:

Однако эти значения (как и все остальные) могут измениться на этапе тестирования. В остальном все довольно просто — удобный, простой в использовании танк, который подойдет как в PvP, так и в PvE, хотя его способность наносить урон делает его немного более подходящим для последнего, но это до тех пор, пока вы держитесь подальше от линии фронта.

Мы надеемся, что вам понравится данная машина.

До встречи на поле боя!


Мы Вконтакте

Перейти в группу